Олег Табаков сильно пожалел, что выгонял своего ученика из профессии
Олег Табаков сильно пожалел, что выгонял своего ученика из профессии
Кинокритики сходятся во мнении, что Сергей БАТАЛОВ - разносторонний и тончайший актер, способный сыграть хоть в комедии, хоть в драме. Кажется, секрет его успеха прост - профессионализм, помноженный на порядочность и доброту. Но накануне 60-летнего юбилея заслуженного артиста России захотелось узнать о нем побольше. И мы пригласили его на интервью.
- Сергей, прежде чем стать артистом, вы окончили авиационный техникум в Омске. С детства мечтали о небе?
- Ну да, поступая туда, рассчитывал полетать. А на деле оказалось, что мы учимся проектировать самолеты. Там же, в техникуме, увлекся занятиями в театральной студии. Однажды получил грамоту «За лучшее исполнение роли». Зернышко попало в нужную почву. Так что, получив диплом, отправился в Москву, где прошел конкурс в ГИТИС. Олег Табаков взял меня к себе на курс. Ему даже пришлось ходатайствовать, чтобы мне в виде исключения разрешили не отрабатывать на заводе положенные несколько лет после окончания техникума.
Правда, спустя год Олег Павлович отчислил меня в числе девяти студентов. Это был первый педагогический опыт мастера, вот и погорячился. Спасибо Владимиру Андрееву, который сразу же предложил перейти в его мастерскую. Позже Табаков пожалел о своем решении и признал: «Да, я совершил ошибку, что отчислил Баталова». В общем, я практически на двух курсах сразу учился, хотя диплом все же у Андреева получал.
- В «Табакерку» вас приглашали?
- Я встретил своего театрального режиссера Сергея Женовача и 12 лет проработал под его началом. А Табаков позже меня звал и в «Табакерку», и во МХАТ, но из-за большой востребованности в кино я отказывался - Олега Павловича подводить нельзя. Мы и снимались с ним вместе в картинах «Ширли-мырли» и «Богатство». Кино такое дело: бывает и сценарий, и режиссер, и атмосфера на съемках отличные, а результат - не очень. А бывает наоборот: не ждешь ничего, все ругаются на площадке, и вдруг получается отличный фильм. Про «Облако-рай», например, я не думал, что выйдет шедевр. Но тем не менее это так.
- Считаете его лучшим в своей фильмографии?
- Пожалуй. На мою роль и Гармаш, и Машков пробовались. Володе настолько сценарий понравился, что он уговорил в «Табакерке» поставить по нему спектакль. Впрочем, и в фильме все актеры на своих местах оказались. Равно, как и в его продолжении, которое называется «Коля - перекати поле». Нам с Ирой Розановой, с который мы сыграли супругов, ведь по премии «Ника» за эту работу дали. А мы поначалу и на вручение идти не собирались. Думали, ничего не светит.
- В этих лентах с вами снимался Лев Борисов. Говорят, он был очень непростым человеком?
- Это так. Льву с ролями не так, как его старшему брату, везло. Вот он и находился в тени Олега. Характер в результате сформировался ершистый, многие партнеры не могли с ним общаться, в сторону отходили. Я и с Ниной Руслановой снимался, потрясающей женщиной и актрисой. Хотя многие предупреждали, что характер у нее ужасный и конфликтный из-за того, что выросла в детском доме. Но на деле оказалось - ничего подобного! Отлично мы общались. Жаль, что сейчас после болезни она практически не снимается.
Казацкая посадка
- В молодости вы не думали сменить фамилию? Для зрителей же Баталов в первую очередь ассоциируется с именем Алексей.
-Никогда не думал. Хотя меня, особенно во время учебы в вузе, часто спрашивали: не родственник ли того самого Баталова? Однажды не сдержался, когда уже в сотый раз поинтересовались, и ответил: «Да, я родственник». - «Серега, хватит врать! Ты на себя-то посмотри!» Впрочем, фамилию свою я никогда не опозорил. Помню, в конце 90-х в честь Алексея Владимировича собирались назвать кинотеатр, ведь был «Эльдар» у Рязанова, «Ролан» у Быкова. Предполагалось, что фотографии всех известных Баталовых - Владимира, Николая, Алексея, ну и моя, в том числе, висели бы в фойе. По этому поводу созвали большую пресс-конференцию. И вот на ней я с Алексеем Владимировичем единственный раз и встретился. Обнялись, и мой великий однофамилец сказал: «Сергей, я слежу за тобой»… Жаль, что идея с кинотеатром так и не была воплощена в жизнь. А все из-за дефолта 1998 года.
- Расскажите о своей семье.
- Мы с моей Зоей поженились в 1985 году. Дочке Екатерине скоро будет 31. После окончания экономического вуза она в банке работает. Ну а с супругой меня познакомила актриса Надежда Маркина, моя подруга, с которой в ГИТИСе учился (правда, на разных курсах, но общежитие нас соединило). Надя в свое время работала в Театре на Таганке и подружилась с Зоей, которая всю жизнь работает там реквизитором. Маркина была свидетелем на нашей свадьбе. Все прошло очень скромно, ведь я тогда был бедным артистом. Но потом сам заработал на съемках на небольшую кооперативную квартирку. Сейчас же строим загородный дом в Подмосковье, рядом с Новым Иерусалимом. Давно мечтал там жить, несмотря на все трудности с проездом. За руль после тяжелой аварии на съемках больше не сажусь. Психологически не могу себя пересилить. Но сейчас дочка прекрасно водит, а если что, можно и на такси доехать.
- А путешествовать любите?
- Особенно Италию обожаю. Наверное, потому что на первые гастроли в 1988 году именно туда съездил. Мы с Ирой Розановой тогда мечтали о кожаных куртках и, отколовшись от группы, побежали в магазин. Из-за этого даже опоздали на экскурсию в Галерею Уффици. Режиссер Женовач нас за это страшно ругал. Мол, как вы могли променять шмотье на такой музей! Только спустя четверть века я туда попал. Очередь дикая была, но ко мне подошли предприимчивые русские и предложили билет за двойную цену. Согласился, а когда осматривал экспозицию, отправил кучу восторженных SMS Розановой и Женовачу. Я и 60-летие хочу в Италии отметить. Когда снимался в картине «Чао, Федерико», очень проникся атмосферой Тосканы. Были бы живы мои родители, обязательно их с собой бы взял. А так отправимся с женой и дочкой.
- А еще от каких стран у вас остались приятные воспоминания?
- От Сирии. Когда там работал, объездил вдоль и поперек. Больно наблюдать, что сейчас с этой великой страной происходит. Часто вспоминаю, как скакал по Сирии на лошади во время съемок. Мне на тот момент 45 лет уже было, а я до этого никогда не сидел в седле. Ну и честно признался в этом режиссеру. Но это не очень помогло. Мы ж актеры, как солдаты, - надо так надо. Страх, конечно, был. Но когда услышал команду Алексея Серебрякова, который играл командира: «Сотня, рысью за мной!», вцепился со всей силы в свою бедную кобылку, буквально лег на нее, несущуюся. И, представляете, не упал, удержался. Режиссер потом смеялся: «Ты шикарно скачешь! У тебя казацкая посадка «сопля».
- Слышала у вас необычное увлечение?
- Да, собираю... жаб. А началось все лет десять назад. Я тогда снимался с Мариной Яковлевой в Рязани, и мы вместе возвращались на машине домой. У дороги увидели, что продают скульптуры для сада, одну из которых Марина решила купить себе. Пока я курил в ожидании, ко мне подошла женщина. «Боже мой, - говорит, - вы мой любимый артист». И достает огромную скульптурную композицию в виде жабы, килограммов на семь, и дарит мне. Потом в Италии купил на базаре потрясающую старинную жабу-пепельницу из цветного стекла. Ну и с тех пор пошло-поехало.