18 пар двойняшек и судьба усов Проханова: как снимали фильм «Усатый нянь»
Правительство Советского Союза ужесточало меры борьбы с тунеядцами. На этом фоне как нельзя более кстати пришлась новая картина о веселом лоботрясе, который нигде не хочет работать, а желает только бренчать на гитаре, и о том, как его перевоспитывает общественность и… детсадовская малышня.
Все попытки поставить на путь истинный бездельника Кешу Четвергова оканчивались провалом. Наконец за парня взялась заведующая детским садом Марина Борисовна: она приняла его в свой сад «ночной няней», уверенная, что маленькие «бармалейчики» обязательно пробудят в Кеше ответственность и серьезность.
Так и получилось. Более того, «нянь» от всей души увлекся работой с малышами, а они искренне его полюбили. Заключительные кадры (Кеша провожает детвору на летнюю дачу, а сам уезжает служить в армию) вызывают у зрителя слезы: неподдельные эмоции при расставании героев оказываются заразительными.
Как режиссер искал 18 пар близнецов
Это был первый фильм для режиссера Владимира Грамматикова, и все знакомые предрекали ему провал: мол, сценарий слабый, тема неинтересная, снимать детей – тяжелый и неблагодарный труд... Но Грамматиков все же взялся за эту работу.
Первым делом он приказал ассистентам отыскать 18 пар детей-близнецов. Именно они должны были играть группу детсадовских «бармалейчиков». Почему ему нужны были близнецы? О, тут вступал в силу хитрый замысел режиссера. Он не имел права снимать детей больше 4 часов в день, так как на стороне малышей был закон, запрещающий им работать больше.
Но ведь дети нужны были в кадре постоянно, Грамматиков не мог себе позволить простоев! И он решил так: до обеда снимать одну партию детей, а после обеда их двойняшек. Он надеялся, что план сработает, но ничего не вышло: слишком разные темпераменты были у внешне одинаковых детей, в кадре это сразу бросалось в глаза. В итоге оставили только одну пару девочек-близнецов.
Как Проханов проходил кастинг
На роль Четвергова приходили пробоваться многие молодые и симпатичные артисты с музыкальными способностями. Чтобы определить, подходит очередной претендент или нет, режиссер его просто «бросал на растерзание» детям, оставляя их наедине. Дети либо игнорировали, либо не слушались, либо откровенно издевались.
Но когда в комнату к шумным детям запустили Сергея Проханова, то уже через минуту стало так тихо, что Грамматиков даже забеспокоился. Когда через некоторое время он решился туда заглянуть, то увидел чудную картину: все дети, а с ними Проханов, лежали, извиваясь, на полу, не сводя глаз с артиста, который им увлеченно рассказывал про рыб, которые всегда молчат.
Потом он принялся «летать», как бабочка, и малыши замахали «крылышками» следом за ним. Все, есть контакт, удовлетворенно подумал Грамматиков.
Как Проханов награждал детей своими усами
Конечно, съемки целой группы малышей-дошколят не могли проходить гладко и спокойно. Детвора резвилась, порой переходя все границы и доводя киношников чуть ли не до обморока. Утихомирить их мог только Проханов: он обещал отдать в конце дня свои усы тому ребенку, который будет себя вести сегодня лучше всех. И дети старались ради такого приза!
И каждый вечер, держа слово, «усатый нянь» отклеивал бутафорские усы и торжественно вручал их победителю. Собственные усы, кстати, у него появились только к концу съемок.
Как Проханова хотели в армию забрать
Закон един для всех, воинскую обязанность должен исполнять каждый советский гражданин – таковы были незыблемые постулаты. Никто не собирался делать исключение для артиста, снимающегося в фильме, поэтому и съемки чуть было не сорвались, когда Проханов получил повестку в армию. Почти как в «Усатом няне»: его даже подстричь успели, оставалось только проводы с детьми устроить...
Расстроенный Грамматиков, мысленно поставил крест на картине, отснятой наполовину. Но спасли родственные связи жены Проханова Татьяны. Дело в том, что у нее были очень влиятельные дедушки, причем оба: маршал Георгий Жуков и маршал Александр Василевский. Сергея Проханова «отмазали» от службы в Вооруженных силах СССР и дали спокойно закончить фильм.
Как Проханов хотел снимать продолжение «Усатого няня»
С тех пор прошло 45 лет. «Усатый нянь» – светлая веселая комедия, которая до сих пор смотрится с удовольствием. Сергей Проханов вот уже много лет руководит московским «Театром Луны», при котором занимаются свои «бармалейчики» – детская студия.
Несколько лет назад он загорелся идеей снять продолжение «Усатого няня» – о том, как Иннокентий Четвергов становится серьезным педагогом, знаменитым на всю страну, и заведующим самым лучшим детсадом. По сценарию, написанному Прохановым, Четвергов, проводя мастер-класс для молодежи, должен был познакомиться с молодым воспитателем, очень похожим на него самого в юности.
Уже найден был актер на роль талантливого юноши, но тут возникли сложности с финансированием. Очень долго одна проблема следовала за другой. В конце концов Сергей Борисович забросил свою идею. Впрочем, вполне возможно, что он к ней еще вернется, и тогда мы увидим новые приключения Кеши Четвергова и «бармалейчиков».
Источник фото: Кадр из фильма "Усатый нянь"
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов