От желающих пропихнуть ребёнка в большой хоккей нет отбоя
От желающих пропихнуть ребёнка в большой хоккей нет отбоя.
Хоккейная школа «Витязь» в Подольске. Тренировка окончена. Пацаны отправляются в раздевалку. Тренера с ними нет: последнее время наставники не входят, когда подопечные переодеваются, - случались уже обвинения в педофилии. Между Ильей СЕМУШКИНЫМ (все фамилии изменены) и Станиславом ЯРЦЕВЫМ начинается потасовка. К ней подключается Иван ЧЕРЕПАНОВ - неформальный лидер команды. Разнимает дерущихся в свойственной ему манере: одного в сторону, второму пару ударов в живот. Семушкин падает головой о скамейку. Реанимационные действия не помогают. Приехавшая «скорая» констатирует смерть 14-летнего Ильи.
Говорят, Иван Черепанов старше всех на два года, и его возраст скорректирован (так иногда делают, дабы усилить малолетнюю команду). Говорят, драка возникла потому, что кого-то включили или не включили в основной состав. Появилась информация, что Илья был не здоров и смерть - следствие болезни. Параллельно в Интернете собирают подписи под петицией, в которой утверждается, будто результаты экспертизы родителям даже не показали, а дело пытаются спустить на тормозах. Тренер отстранен от работы. Идет следствие.
Что поразительно: многие родители юных спортсменов не видят в этом происшествии ничего страшного.
- С такой логикой вообще силовую игру надо запрещать, - горячится один из участников форума Kids Hockey. - Ну подрались, эмоции выплеснули - и все! Хоккей - не шахматы, это же мужская игра. Плюшевым мальчикам на катке делать нечего.
Такие родители дерутся между собой, бьют чужих отпрысков, бывает, приезжают для разборок на квартиры конкурентов за место в составе, орут с трибун: «Убей его!»
Трус не играет в хоккей?
Я знакома с несколькими родителями юных игроков. И, честно говоря, не всегда понимаю их мотивы. Они знают, что творится в этом виде спорта, но все равно вкладывают время, силы и немалые, между прочим, деньги, мечтая вырастить из сына новых Буре или Овечкина.
Вот есть известный детский тренер Геннадий Курдин. Репутация у него та еще: жесткий, эпатажный, вспыльчивый, скандалист. В 2013-м на турнире в Праге его воспитанники в драке во время матча повредили глаз одному судье и заехали по носу другому. Тогда вообще стоял вопрос о том, чтобы перестать приглашать русских хоккеистов на европейские турниры.
- Однажды я присутствовал на тренировке Курдина, - поведал мой приятель Антон Денисов. - Очень много движения - активного, силового. Бах! Ошибка. Тренер останавливает тренировку, собирает ребят, что-то объясняет. Я загорелся идеей перевести сына к Курдину. Потом сын рассказал, как тренер в раздевалке вдалбливал вратарю технику игры, причем буквально - ударами вратарской маской по голове. Я считаю, если ребенок совсем «баран», можно поучить и ремнем. Но не так же. Теперь сын тренируется в любительской команде, и хоккей для него просто хобби.
При этом у Курдина и подобных наставников находится немало защитников. И недостатка детей в хоккейных школах нет. Даже после таких вопиющих случаев, что произошел пару лет назад в московском клубе. Над парнишкой жестоко издевались в течение нескольких лет «товарищи» по команде. А однажды сняли на видео, как они его, типа, «опускают» - пристраиваются сзади и… Ролик попал в Интернет, мальчик поседел от стресса. История не вышла за рамки околохоккейного сообщества, и все осталось как есть. Поражает, что в командном спорте, где у игроков необходимо воспитывать чувство локтя, веру в товарищей и прочие хорошие качества, этого, судя по словам многих родителей, просто нет.
КСТАТИ: Во время товарищеского хоккейного матча с участием детских команд из Уфы и Альметьевска, проходившего на «Уфа-Арене», в раздевалке завязалась потасовка между родственниками юных игроков. В результате обе стороны написали заявления в полицию. Больше всего досталось бабушке одного из мальчиков - ее ударил кулаком в висок папаша игрока из другой команды. Пострадавшую доставили в медпункт. Но переживает она не за себя - больше всего бабушка боится, что после конфликта ее внука отчислят из секции.
Готовы Родину продать
Хоккей входит в десятку самых дорогих видов спорта наряду с теннисом, конным спортом, картингом, горными лыжами и фигурным катанием. Во сколько обходится удовольствие тренировать ребенка в хорошей команде, мне рассказала подруга, мама юного спортсмена Инна М.:
Форма - 80 - 100 тысяч рублей в год, вратарская в разы дороже. Коньки - от 11 тысяч, клюшки - 5 - 15 тысяч. Дети растут, иногда скачками, и тогда вся амуниция сразу становится мала.
Оплата клубу - около 2 тысяч в месяц. Официально занятия в спортшколе бесплатны, но платят все, дабы стимулировать детского тренера.
Подкатки, то есть дополнительные тренировки, - 12 - 15 тысяч в месяц. Без них не отточить мастерство.
Турниры. Лет с 9-10 тренеры вывозят команду минимум дважды в год в Европу, США или Канаду. Каждая поездка - около 70 тысяч. Плюс турниры в России и Белоруссии - по 10 тысяч за выезд.
Сборы два раза в год, летом - месяц, зимой - две недели. За месяц 50 - 60 тысяч.
Текущие расходы. Коньки надо точить каждую неделю - 500 рублей. Шнурки рвутся, клюшки разбиваются.
Многие родители несут конвертики тренеру, чтобы ребенок не сидел в запасе. От наставника зависит, сколько времени игрок проводит на площадке. В команде всегда большая конкуренция: ходят на тренировки под 50 человек, и все хотят на лед.
Материально вкладываться приходится и в игроков юниорской лиги (14 - 16 лет), и молодежки (16 - 20 лет). Злые языки поговаривают, что за место в основном составе клуба тоже приходится платить - в ЦСКА, например, миллион рублей.
- И ради чего это все? - интересуюсь у Инны.
- Чтобы попасть в КХЛ. Зарплаты играющих хоккеистов, даже самых что ни на есть рядовых, около миллиона рублей в месяц, а все расходы берет на себя клуб. Но все мечтают о контракте в Европе или за океаном. Был у нас мальчик Никита Тарасевич. Его переманили из провинции в Москву, и вскоре он уже играл в ХК «Русь» - клубе первой лиги, чемпионе столицы несколько лет подряд. А после турнира в США ему предложили сразу три контракта. И 13-летний Никита вместе с родителями перебрался за океан на полное содержание нового клуба. Таких, правда, единицы. Его папа - отличный тренер, поставил сына на коньки в 3,5 года, а мама, педагог и психолог, развила в нем невероятную уверенность в себе. Он очень амбициозен и трудолюбив: не выпускал клюшку из рук целыми днями, чтобы отработать броски и разработать кисти. При этом без «звездной болезни», адекватный, взрослый не по годам парень. Никита вовремя попал к хорошим тренерам, ну и вообще он талант. Да еще круглым отличником умудрялся быть, что в хоккее редкость. Ведь на учебу у юных спортсменов времени почти не остается. Тренерам, как правило, на это наплевать. В «Спартаке», например, тренировки младших команд намеренно ставят на утро в будни. Не нравится - вон из команды, так что многие переходят в спортшколы (их мало, и образованием подобную учебу можно называть с большой натяжкой) или на домашнее обучение.