О Евгении Евстигнееве вспоминает «голос» Первого канала Алексей Неклюдов, которому за работу на Олимпиаде в Сочи не заплатили ни копейки
У каждого крупного телеканала есть фирменный «голос» - диктор, который озвучивает анонсы, межпрограммные заставки и подводки в передачах. Вот уже 20 лет на Первом канале мы слышим голос актера Алексея Неклюдова, который недавно отметил 55-летие.
- Алексей, получается, это вы произносите эту фразу «Смотрите на Первом!». А как попали на канал?
- Я давно с Костей Эрнстом знаком, он на наши театральные премьеры и капустники в Дом актера приходил. Иногда и сам участвовал. Плюс моя знакомая (театральный критик Анна Силюнас. - Я. Г.) была за ним замужем одно время. Вот Костя и пригласил поработать, предупредив, что мой голос должен стать душой канала. Он сам на работе горит, его энергии на всех хватает. Возглавил Первый в 34 года, и поначалу на этого парня в кожанке старики-дикторы с подозрением смотрели. Но он смог заново построить огромный корабль, который уже два десятилетия с огромным успехом ведет. Решает все вопросы, до самых мелочей. И это правильно: не только радость побед, но и горечь поражений полностью на нем.
- Несомненным успехом Константина Львовича стало продюсирование церемоний открытия и закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи. Вы же тоже там работали?
- Да, Костя сказал, что другого голоса, кроме моего, на церемониях Олимпиады быть не может. И за это я ему очень благодарен. Когда все закончилось, и мы, испытывая невероятные эмоции, поздравляли друг друга, он отметил: «Ну, все, ты теперь голос Родины». Тогда, на Олимпиаде, я видел лица спортсменов, которые когда-то выступали за нашу страну - Карелин, Фетисов, Третьяк. И никто из них после своих грандиозных побед не заикался про деньги. Открою и свой секрет. За работу на Олимпиаде я ничего не получил, ни копейки гонорара. Но это в данном случае и не важно для меня.
- Помимо телевидения, еще где-то зарабатываете?
- Снимаюсь в кино, играю в антрепризных спектаклях. В свое время сделал собственный проект по мотивам новеллы Хулио Кортасара о Чарли Паркере, знаменитом саксофонисте. Спектакль шел в Театре на Таганке. А сейчас очень хочу снять еще и фильм, это для меня вопрос чести.
- Вы из актерской семьи?
- Моя мама - оперная певица Тамара Неклюдова. А папа Игорь Неклюдов - журналист, который всю жизнь в журнале «Здоровье» проработал и открыл новый жанр - медицинский детектив. Потом он еще и романы начал писать. Уже в 17 лет я поступил в Школу-студию МХАТ, а потом во многих театрах работал. А на капустниках показывал дружеские шаржи на Евстигнеева, Табакова, Ефремова. Моя однокурсница из параллельной группы Ира Цывина стала последней женой Евстигнеева. Их любовь развивалась на моих глазах, они очень трогательно друг к другу относились. Потом Евгений Александрович поставил на Иру спектакль «Женитьба Бальзаминова». Перед выходом на сцену она всегда сильно волновалась и спрашивала у него: «Я просто не знаю, как мне играть сегодня». На что он отвечал: «Подари им себя, и всё!» Евстигнееву постоянно какие-то женщины звонили. «Заяц, кто это?» - интересовалась она. - «Все нормально, одна знакомая», - улыбался он. Чем, конечно заставлял ревновать. Он был очень прост в жизни. Гений, без мишуры и понтов. Но когда к нему молодежь приходила за советом, никогда не отказывал.
- Например?
- Помню, один молодой актер спросил Евстигнеева перед спектаклем: «Я играю пьяного, а получается неважно». На это Евгений Александрович скомандовал: «Пойдем со мной». Отвел его в буфет, а там велел: «Рая, налей ему 50 грамм… Вообще-то мало, плесни еще 50». Когда парнишка выпил, Евстигнеев отправил его на сцену. Молодой актер отыграл первый акт, а в антракте его разморило. Приходит никакой к Евстигнееву: «Спасибо вам, все хорошо, но во втором акте мне надо трезвым быть. И что делать?» - «А вот тут, дорогой, уже играть надо!» - мудро заметил мэтр.
«Зудина – слабая, это все знают»
- На актерских капустниках вы со студенческих лет показываете пародии на именитых коллег.
- Да. Лучше всего у меня получались шаржи на Олега Ефремова. На праздновании 50-летия Школы-студии МХАТ я решил именно его изобразить. У кого-то отнял пиджак и вышел на сцену в образе Олега Николаевича. По своей задумке я общался с настоящим Олегом Табаковым, который тоже присутствовал в зале. Произнес: «Лелик, подожди, давно хотел с тобой поговорить. Понимаешь, русский театр гибнет». - «Понимаю, Олег, понимаю, - отвечал Табаков. - Мы работаем над этим, работаем. Ну что поделаешь, раз жизнь такая - полоса говна, полоса повидла». В зале все начали сползать со стульев от смеха. С Олегом Николаевичем, кстати, я был хорошо знаком через его сына Мишу, с которым вместе учился на актера. Он меня домой приводил, и там Ефремову-старшему показал свою первую пародию.
- А если вернуться к Табакову… Он никогда никого не принимал на «работать по блату». Разве что молодую жену Марину Зудину и их сына Павла.
- Он их слишком сильно любил. Отцовскую любовь и любовь мужа можно простить. Когда-то в театре у Олега Павловича я играл в спектакле «Матросская тишина» вместе с блестящими Володей Машковым и Женей Мироновым. А потом Табаков захотел возобновить эту постановку и ввел туда сына Пашу. Я не судья, но раз Олег Павлович захотел так сделать, он имел на это право. Его Марина тоже слабая актриса, и все это знают. Но это данность. А бывает и по-другому. Вон как «блестяще» Константин Райкин испортил карьеру своей талантливой жене Лене Бутенко. Как же потрясающе она играла Роксану в спектакле «Сирано…» в «Сатириконе». А потом Лена наступила на горло собственной песне и ушла в тень супруга.
- А ваша жена актриса?
- Да, ее зовут Светлана Рудакова, она выпускница ГИТИСа. Мы познакомились у нашей общей подруги и с тех пор не расстаемся, уже 25 лет женаты. Сейчас Света домохозяйка. Надеюсь, найдется хороший режиссер, который ей предложит настоящую роль. Нашей дочке 14 лет. Маша родилась через десять дней после внезапной смерти моей мамы. Получилась смена составов. Дочери хочу все самое лучшее передать, что у меня есть. А уж станет ли она актрисой, поглядим.
- Дочка смотрит телевизор, Первый канал, где вы работаете?
- Конечно. Любит передачи Ивана Урганта. Константин Эрнст, как настоящий селекционер, приглашает к себе на канал лучших ведущих. Еще Олег Табаков, вспоминая свою маму, говорил: «Она собирала помидорку к помидорке, так и я ищу себе лучших». Ургант - талантливый, остроумный и удачливый, в нем многое слилось. Как и в Леониде Якубовиче, которого я очень люблю. Мы с ним в один день, 31 июля, родились и часто переписываемся всякими экспромтами. Леонид очень хороший комедийный актер и ведущий, причем без профильного образования. Всем, кто его любит, советую сходить на его спектакли. Там Якубович раскрывается с совершенно другой стороны, чем на «Поле чудес».