Приключения советского «Оскара»: как на самом деле доставались статуэтки нашим режиссерам
27 августа в нашей стране традиционно чествуют кинематографистов. И есть за что. Даже в Советском Союзе, когда искусство подвергалось жесткому контролю, а самые неугодные картины укладывались «на полку», люди умудрялись снимать настоящие шедевры, получавшие призы на самых престижных международных кинофестивалях. И при всех трениях между СССР и США Американская киноакадемия редко, но отмечала наши картины своей золотой статуэткой. Но если за большинством «Оскаров» на сцену выходили те, кто его заработал, то советские награды очень часто получали совершенно посторонние люди.
«Разгром немецких войск под Москвой» (1942)
Первый советский «Оскар» вручили за документальный фильм, снимавшийся в октябре 1941-январе 1942 годов в СССР. У нас он был назван «Битва за Москву», но на Западе название адаптировали под местного зрителя. В съемках принимали участие 15 фронтовых операторов, а режиссурой и монтажом занимались Илья Копалин и Леонид Варламов.
Впервые фильм продемонстрировали широкой публике 23 февраля 1942 года. Московский зритель часами стоял в очередях, пытаясь приобрести билет на киносеанс, а Иосиф Сталин настоял на вручении авторскому коллективу Сталинской премии.
В США «Разгром немецких войск под Москвой» также бил все мыслимые и немыслимые рекорды по просмотрам. В 1943 году американские кинокритики даже вынуждены были вручить его создателям «Оскар» за «Лучший документальный фильм».
Режиссеры легендарные статуэтки так и не увидели, а двух гипсовых «Оскаров» (во время Второй мировой войны от позолоты было решено отказаться) вручили атташе советского посольства в США.
Только через несколько лет статуэтки оказались в Москве, где одна из них «благополучно» пропала, а вторая сегодня находится в Центральном музее Великой Отечественной войны. Из-за начавшейся холодной войны награды так и не заменили позолоченными, как было ранее обещано.
Но сегодня это не особенно важно, ведь режиссеры фильма так никогда и не увидели своих наград.
«Война и мир» (1967)
Фильм Сергея Бондарчука и сегодня считается эталоном, по которому на Западе изучают «загадочную русскую душу». До этого картина Бондарчука «Судьба человека» (1959) пополнили государственную казну на десятки миллионов долларов, а обошлись съемки в скромную сумму 72 тысячи рублей.
Фильм снимался в течение шести лет. Гоорят, что настоящая цена съемок в СССР была засекречена, видимо, чтобы не повергать население в шок, а так она равнялась 60 миллионам рублей.
При съемках Бородинской битвы было задействовано 120 тысяч человек одной только массовки, а ведь каждого нужно было еще и одеть в аутентичный мундир того времени.
На западных показах наблюдались аншлаги. Правда, в США зритель предпочитал смотреть фильм «Андрей Болконский», а в Латинской Америке «Наташу Ростову»: очень уж любит латиноамериканский зритель красивых женщин и прекрасные наряды.
В 1969 году «Войне и миру» вручили премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Получал знаменитую статуэтку не Сергей Бондарчук, задействованный на съемках очередного фильма, а актриса Людмила Савельева – исполнительница роли Наташи Ростовой.
Зато Сергей Бондарчук получил Государственную премию в 50 тысяч рублей (это была стоимость девяти «Жигулей»). За «Оскар» тогда полагалось около ста тысяч долларов. В те времена советские люди, зарабатывавшие валюту (артисты на гастролях, спортсмены и т.д.) обязаны были сдавать ее государству, а Бондарчук отказался. Его убеждали перечислить премию в советский Фонд Мира, но режиссер был непреклонен. Единственное, на что он был согласен, – это вернуть стоимость съемок. Чем завершлась эта история, покрыто мраком.
«Дерсу Узала» (1975)
Советско-японский фильм снят по мотивам произведений русского географа Владимира Арсеньева. Практически вся съемочная группа этого кино состояла из советских артистов, но руководил процессом культовый японский режиссер Акира Куросава.
На съемки фильма, рассказывающего об освоении Уссурийского края и мудром следопыте Дерсу Узала, выделили 4 миллиона долларов. Он вызвал настоящий политический скандал, когда власти Китая заявили об экспансионистской политике СССР и пропаганде захвата «исконно китайских земель».
Но американские киноакадемики оценили его по достоинству, вручив в 1976 году «Оскар» за лучший иностранный фильм. Получал статуэтку режиссер Акира Куросава, а актеров Юрия Соломина и Максима Мунзука так и не выпустили за границу.
«Москва слезам не верит» (1980)
Только в первый год проката картину Владимира Меньшова посмотрели более 85 миллионов человек, а большой ценитель кино Леонид Брежнев назвал «Москву …» лучшим фильмом года.
Это и спасло киноленту, которую советские критики встретили в штыки, называя открытой пропагандой западного образа жизни. Для кинопроката фильм приобрели более 100 стран мира, а 1981 года его создателя удостоили премии Американской киноакадемии.
Но сам Меньшов считался невыездным и остался в Москве. Статуэтку «Оскара» вручили атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. О самом событии стало известно 1 апреля, поэтому режиссер счел новость за шутку.
«Оскар» Меньшова хранился в запасниках Госкино СССР до 1988 года, пока его в целях рекламы не отдали режиссеру на церемонии вручения наград кинопремии «Ника». Изначально планировалось, что Меньшов подержит ее в руках и вернет, но не тут-то было. Режиссер решил навсегда забрать ее себе. Он «отправил» куда подальше клерков из Госкино, а разразившийся скандал пришлось быстро замять.