Великого актёра не стало 21 августа 1997 года, но память о нем жива и любовь зрителей никуда не делась
В 27 лет, в октябре 1948 года, Юрий Никулин впервые вышел на манеж цирка на Цветном бульваре. После войны, которая для него началась еще в 39-м с советско-финской, красноармеец пытался поступил во ВГИК и ГИТИС, но в обеих приемных комиссиях в молодом человеке не увидели актерского таланта. И Никулин пошел в студию разговорных жанров при Московском цирке.
С тех пор он вынужден был постоянно выбирать между цирком и кино. И часто именно цирку артист отдавал предпочтение, отказываясь от работы в фильмах, которые другим актерам приносили славу и почет.
«Берегись автомобиля»
Все началось с фильма «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова, вышедшего в 1961 году. До этой работы Юрия Никулина видели на экране только в комедийных образах алкашей и тунеядцев. А тут очень сложная драматическая роль.
Но Никулина не сразу утвердили в картину. Изначально Кузьму Кузьмича Иорданова должен был играть легендарный Василий Меркурьев («Золушка», «Небесный тихоход», «Верные друзья»).
Артисту сценарий понравился, и он дал свое согласие. Но потом выяснилось, что 54-летнему актеру тяжело ездить в командировки, где планировалось снимать натуру. И он предложил перенести съемочную площадку в Ленинградскую область, поближе к его даче. По финансовым соображениям Кулиджанов отказал Меркурьеву.
Решили попробовать не менее знаменитого Бориса Андреева («Два бойца», «Кубанские казаки», «Илья Муромец»), но артист не подошел по фактуре к хилому прощелыге Иорданову.
И тогда ассистент Кулиджанова, хорошо знавшая Никулина, повела режиссера в цирк. Выступление артиста понравилось. А после проб стало понятно, что героя нашли. Некоторые сцены были переписаны специально под Юрия Владимировича.
После этой работы и другие режиссеры взглянули на артиста по-иному. В 62-м году Эльдар Рязанов планировал запуститься с лирической комедией «Берегись автомобиля». Говорят, что роль Юрия Деточкина создавалась специально под Никулина. Главного героя даже назвали так, как актера. А следователя Подберезовикова должен был сыграть Леонид Куравлев.
Но именно в это время Московский цирк уезжал на несколько месяцев за границу на гастроли. Никулин не знал, что ему делать. И тогда Рязанов решил обратиться за помощью к председателю Госкино, только что назначенному Алексею Владимировичу Романову. А тот взял и закрыл картину, поскольку посчитал ее вредной и побуждающей угонять машины.
Только через год Эльдар Александрович смог вновь приступить к съемкам. И опять Никулину предстояла заграничная командировка. Тогда режиссер обратился к Иннокентию Смоктуновскому. Кстати, благородного угонщика хотел сыграть Олег Ефремов, но его утвердили на роль следователя, так как Куравлев со Смоктуновским в кадре не смотрелся. Сегодня даже сложно себе представить, что любимых героев «Берегись автомобиля» могли бы сыграть другие актеры.
«Иван Васильевич меняет профессию»
В 1964 году антрополог Михаил Герасимов приступил к реконструкции лица Иоанна Грозного. Он принципиально не собирал данные о внешности русского царя, а работал непосредственно с черепом. И ученые всего мира считают, что именно Герасимов сумел воссоздать облик Иоанна VI, максимально приближенный к реальному.
Об успешной работе антрополога написали в одном научном журнале и опубликовали полученный портрет. Жена Юрия Никулина Татьяна Николаевна, увидев эту публикацию, заметила, что ее супруг очень похож на грозного царя.
Может быть, это сходство заметил и Леонид Гайдай, а может, пригласил артиста потому, что тот был одним из его любимых актеров. Но именно Никулина он видел в роли Бунши и Ивана Васильевича, а в пару к нему планировал Андрея Миронова в роли Жоржа Милославского.
В 1973 году комедия «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Михаила Булгакова вышла на экраны страны совершенно с другим актерским ансамблем.
Оказалось, Никулин категорически отказался в ней сниматься. Он решил, что фильм, снятый по Михаилу Булгакову, обязательно запретят. А он потеряет целый рабочий год. Существует и другая версия: Юрий Владимирович не захотел сниматься, так как вновь уехал с цирком на гастроли. Тем не менее после Никулина еще несколько артистов пробовались на роль Бунши и Грозного: Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Евгений Лебедев, Владимир Этуш и Юрий Яковлев.
И именно Яковлев сумел убедительно показать и тщедушного Буншу, и грозного царя. Пришлось менять и Миронова, который не смотрелся в кадре с Яковлевым. После проб Сергея Никоненко, Георгия Юматова, Георгия Буркова, Анатолия Кузнецова и Вячеслава Невинного был утвержден Леонид Куравлев. Разве мог тогда Никулин предположить, что комедия станет одной из самых любимых у зрителей на все времена!
Стоит добавить, что Леонид Иович еще раз попытался пригласить Никулина в свою картину. Это была комедия, состоящая из трех новелл: «Не может быть!». Юрий Владимирович должен был сыграть отца невесты Катерины в новелле «Свадебное происшествие», но актер вновь отказался.
Гайдай обиделся ибольше артиста в свои фильмы не приглашал.
«Война и мир»
Говорят, что Юрий Никулин дважды отказывал Сергею Бондарчуку, опять же из-за гастролей цирка. Режиссер утвердил его на роль штабс-капитана Тушина в фильме «Война и мир» и предлагал участвовать в съемках «Ватерлоо», но актеру помешала болезнь.
И только третья попытка Бондарчука увенчалась успехом. Никулин сыграл рядового Некрасова в фильме «Они сражались за Родину» в 1975 году. Причем с этой картиной Сергей Федорович пошел против воли начальства, которое требовало к 30-летию Победы снять эпическое кинополотно, наподобие «Войны и мира». И актеры, согласившиеся на съемки, также приняли участие в этом бунте. Такая поддержка для Бондарчука была очень важна.
«Двадцать дней без войны»
Стоит добавить, что Юрий Никулин отказался от главной роли в комедии Георгия Данелии «Тридцать три». Ивана Травкина сыграл Евгений Леонов и стал для режиссера своеобразным талисманом.
Отказывался Юрий Владимирович и от работы у Алексея Германа в фильме «Двадцать дней без войны». Режиссер искал на роль журналиста Лопатина не молодого человека, но при этом мощного и масштабного. И он дал почитать сценарий Никулину. А тот сразу же отказался, считая, что и возрастом не подходит для роли, и темпераментом. И только после долгих бесед с автором сценария Константином Симоновым актер изменил свое мнение.
Но после проб против кандидатуры Никулина категорически выступил худсовет. И опять в дело вмешался Симонов, который сумел переменить мнение о Никулине. И, к счастью, на этот раз Юрий Владимирович предпочтение отдал кино, а не цирку.
Читайте также: 10 цирковых номеров Юрия Никулина, которые вернут вас в детство