Она всегда считалась шедевром, но только событие 21 августа 1911 года привлекло к ней особое внимание мировой общественности, а советская кинокомедия «Старики-разбойники» позже оказалась почти полностью списанной с настоящей истории похищения «Моны Лизы»
Более четырех столетий картина Леонардо да Винчи радовала взгляды исключительно избранных. А зал Лувра, в котором она демонстрировалась, не был самым популярным в Версале. И вдруг - кража века, которую многие современные историки считают очень удачным маркетинговым ходом, сделала полотно самым популярным.
Шедевр не для всех
Леонардо да Винчи завещал «Мону Лизу» и половину собственного виноградника своему ассистенту, который, возможно, был возлюбленным гения: «дьяволенку» Салаи, который без колебаний продал полотно французскому королю Франциску I. А как устоишь, если тебе предлагают 4 тысячи экю?
Почти 100 лет она провисела в королевской бане в Фонтенбло, после чего переехала в Версаль. Во времена Французской революции ее хотели сжечь, но разум восторжествовал, а Наполеон Бонапарт даже повесил «Джоконду» в собственной спальне.
Картина считалась одним из шедевров великого Леонардо, но не более того. Ее смотрели и обсуждали исключительно представители высшего общества, а для плебеев «Мона Лиза» и ее загадочная улыбка просто не существовали.
Странная кража
21 августа 1911 года художник Луи Беру планировал заняться восстановлением поврежденных временем участков «Джоконды», но обнаружил в Квадратном зале Лувра лишь колышки, на которых ранее висела картина. Он особо не удивился, посчитав, что картина уже находится на реставрации.
Луи никому ничего не сказал. Повторно он пришел в зал лишь вечером. К тому времени охрана обнаружила на боковой лестнице для персонала раму от «Моны Лизы», и стало понятно, что шедевр похищен.
Разразился грандиозный скандал, пикантности которому придал тот факт, что всего за год до этого директор Лувра Теофиль Омоль, заявил: украсть «Мону Лизу» невозможно, как и колокольню собора Парижской Богоматери.
Легенду сотворили журналисты
Франция была в шоке, а полиция не могла выдвинуть ни одной реальной версии происшествия. Оказалось, что даже французские крестьяне интересуются картиной, которую никогда не видели. Ее репродукции начали пользоваться невообразимым спросом, и почти в каждом деревенском доме появились фото «Моны Лизы», которую уже никто и не ожидал увидеть вновь.
Во Франции начали массово арестовывать художников-авангардистов, призывавших сжигать старые музеи, но это ни к чему не привело. След «Джоконды» потерялся.
Газеты, пестревшие заголовками о поисках «Моны Лизы», били рекорды своих тиражей, а виновным в краже заочно назвали кайзера Германии Вильгельма II. А как иначе, если он был «подлым немцем»?
Le Petit Parisien в течение месяца печатала репродукцию «Моны Лизы» на первой полосе, а репортеры придумали историю о «загадочной улыбке». Это была настоящая истерия, которую кто-то профессионально поддерживал и финансировал.
Полноценный вор или простой исполнитель?
И вдруг 2 декабря 1913 года итальянский антиквар Альфредо Джери получает письмо, в котором неизвестные предлагает передать ему (безвозмездно!!!) шедевр Леонардо да Винчи. Разве в такое можно поверить? Но странный вор Винченцо Перуджа действительно отдал полотно, которое находилось в отличном состоянии.
Оказалось, что Перуджа был именно тем мастером, который изготовил в Лувре для «Моны Лизы» специальный антивандальный короб. После своего увольнения из главного музея Франции он просто решил насолить бывшим работодателям, не имея цели заработать на этом деньги.
Позднее на суде он расскажет, что мечтал вернуть «Джоконду» Италии, чем растрогает присяжных. Один год тюрьмы за «кражу века» - это просто смешно, тем более что Винченцо отсидит всего 5 месяцев.
А денежки-то текут
Картину вернули в Лувр, и началась новая волна «джокондомании». Об этом сегодня смешно говорить, но для рабочих заводов и фабрик организовывались специальные экскурсии ночного посещения Версаля. Их приводили только в Квадратный зал, где подсвечивалась лишь одна картина.
Продажи фото и репродукций «Моны Лизы» вновь резко возросли, и только начало Первой мировой войны остановило этот невообразимый бум. В колониальных странах Африки и Азии «джокондомания» продолжалась несколько десятков лет, а до Советского Союза дошла только после Великой Отечественной.
Сегодня «Мона Лиза» считается самой знаменитой картиной мира. Только ради того, чтобы ее увидеть, в Париж съезжаются миллионы туристов, а Лувр стал самым посещаемым музеем мира, приносящим баснословные доходы во французскую казну.
Следы же «главного вора» XX столетия Винченцо Перуджи теряются. Говорят, что он впоследствии работал маляром, но жил далеко не бедно и явно не на честно заработанные покраской стен средства.