Александр Аравин: Во Франции нам дали «зеленый свет»
30 августа на канале «Россия» стартовал новый 12-серийный телефильм «Красная капелла». Со времен «Семнадцати мгновений весны» - это первая масштабная телевизионная картина о жизни и работе разведчиков. О том, как создавался сериал, нашему корреспонденту рассказал режиссер Александр АРАВИН.
Наталья ШЕВЧЕНКО
АНДРЕЙ ИЛЬИН, ЕЛЕНА КСЕНОФОНТОВА И АЛЕКСЕЙ ГОРБУНОВ: их герои еще не знают, что являются непримиримыми врагами |
Режиссера мы разыскали в Минске, где он работает над новым сезоном сериала «Каменская». Естественно, первый вопрос был о том, почему именно «Красная капелла», агентурная сеть, созданная советскими разведчиками и проникшая во все слои общества Европы во время Второй мировой войны, стала темой сериала?
- Наш фильм - это воздание исторической справедливости по отношению к людям, которые внесли огромный вклад в победу над фашизмом. Очень известного на Западе Леопольда Трепера, с которого и взят образ главного героя Жана Жильбера, руководителя «Красной капеллы», в исполнении Андрея Ильина, многие называют лучшим разведчиком XX века. А в нашей стране он практически неизвестен. Да и не только он. Перед съемками мы спрашивали разных людей: что такое «Красная капелла»? Некоторые помнили, что была какая-то антифашистская организация - то ли во Франции, то ли в Германии, а большинство не могло ответить ничего. Поэтому для нас было очень важно рассказать об этих людях, о том, как они боролись с нацизмом и как погибали.
В ЛОГОВЕ ВРАГА: Ксенофонтова - Элен и Андрей Мерзликин - боец из "Красной капеллы" |
- То есть руководители «капеллы» были людьми не бедными?
- Часто даже очень богатыми, включая и нашего разведчика. В виде прикрытия они успешно занимались коммерцией. Этим людям было что терять. Если бы они не боролись с нацизмом, могли бы прекрасно жить. Фирма «Симекс», кстати, существует до сих пор. Во время съемок мы во Франции видели грузовики с этой надписью. - При подборе актеров учитывалось ли внешнее сходство с прототипами? - Мы подбирали исполнителей не по внешнему сходству, а по сценарным образам: и документальным, и придуманным нами. Например, Андрей Ильин совершенно не похож на Трепера - Жильбера. Реальный Трепер был очень некрасивым мужчиной: маленького роста, толстенький. На фотографиях он довольно смешной - брюки натянуты выше пуза. А женщина, которую он любил, считалась одной из самых красивых в Европе. Но он настолько умел входить в доверие к людям, был обаятелен, умен... Кстати, когда мы снимали во Франции на мосту Александра III одну из сцен с Жильбером, у нас был перерыв. Ильин стоял в стороне, учил текст. В это время к нам подъехал какой-то дядечка лет 80, на роликах. Он плохо говорил по-русски, но спросил: «Что здесь происходит?» Ему сказали, что русская группа снимает фильм «Красная капелла». «А кто играет Трепера?» Ему показали на Андрея. Он подъехал к Ильину, минут пять стоял, смотрел, сказал только: «Очень похож!» - и уехал. Никто не успел его остановить... Скорее всего, этот человек имел какое-то отношение к организации и знал Трепера.Великая борьба
- Где проводились съемки?
- Месяц - в Париже и пять - в Риге. Там в основном шли натурные съемки - ведь архитектура Риги во многом похожа на парижскую. - Фильм о разведчиках предполагает мужские роли. А как обстоит дело с женскими?
РЕЗИДЕНТ СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ ЖАН ЖИЛЬБЕР И ГАУПТШТУРМФЮРЕР СС КАРЛ ГИРИНГ: у каждого свой камень за пазухой |
- И что же, совсем не было проблем?
- Сложности, конечно, были. Порядки в Париже - безумные. В частности для кинематографистов. Там даже Спилберг отказывается снимать. Но уважение к людям, которые боролись за свободу Франции, мы ощущали практически везде. А у нас об этой борьбе почти ничего не знают. При том, что это была наша агентурная сеть. На самом деле в этой истории много парадоксов. Леопольд Трепер вообще не был гражданином Советского Союза. Он был польским евреем, членом Коминтерна и при этом - генералом ГРУ. Но все это не помешало ему после войны, когда он вернулся в СССР, быть посаженным на десять лет и провести их не в лагере, а в подвалах Лубянки. Потом он вышел, эмигрировал в Польшу, затем - в Израиль, где и умер.