Католичка София Палеолог привезла в подарок Ивану III голову святого Андрея Первозванного
Католичка София Палеолог привезла в подарок Ивану III голову святого Андрея Первозванного
На телеканале «Россия 1» вышел фильм-лубок Алексея АНДРИАНОВА «София». Картину, рожденную в союзе режиссерской беспомощности и актерской бездарности, не спасла даже куча потраченных на съемки денег. Единственное, что не вызывает отторжения, так это костюмы далекой эпохи.
Псевдоисторический телеспектакль посвящен византийской принцессе Софии ПАЛЕОЛОГ, жене князя Московского Ивана III. Сценаристы пошло романтизируют и возвышают героиню. Настоящая же княгиня была не только страшна, как жаба, но и совершенно беспринципна в своей погоне за властью и богатством.
Современники были уверены, что София Палеолог ведьма. Она и не могла быть другой. После захвата Константинополя османами ее отец Фома Палеолог, брат последнего византийского императора, нашел приют в Ватикане у Папы Римского Павла II. Милость понтифика он купил довольно специфическим подарком - забальзамированной головой святого апостола Андрея. Мощный магический артефакт произвел должное впечатление, и Палеологи стали своими в папском дворце. Пьянство, обжорство, утонченный блуд и полное пренебрежение к будущим карам небесным ради земных удовольствий - вот с чем столкнулась София во время жизни у наместника Бога на земле. Юную принцессу Павел II рассматривал как ценный актив и готовился распорядиться ее судьбой в своих интересах. Поэтому, когда в Риме стало известно, что овдовел великий князь Московский, папа тут же отправил Ивану III письмо, где предложил 14-летнюю Софию Палеолог в качестве невесты.
Переговоры длились три года. За это время Павел II умер от апоплексического удара во время гомосексуального акта с пажом, и утвердительный ответ из России получил уже другой папа - Сикст IV. Согласно хронике итальянского историка Стефано Инфессуры, Сикст тоже был «любителем мальчиков и содомитов» - вручал бенефиции и епископские кафедры в обмен на сексуальные услуги. При нем запылали костры инквизиции и была введена предварительная цензура на книги духовного содержания. Именно этот человек, в котором не было ничего святого, давал Палеолог последние наставления, как втянуть войско князя Московского в крестовые походы за веру Христову, и передавал тайные подарки, свидетельствовавшие о силе католической церкви. Среди них, возможно, была и голова апостола Андрея. Главная тайна и талисман всех царских династий России. Недаром же первая, затем остававшаяся высшей, награда России - орден Святого апостола Андрея Первозванного. Чувствуете магическую связь поколений между Лениным в Мавзолее и орденом его имени на груди избранных?
Гряды жира и мяса
Когда обоз невесты подъехал к Москве, насмотревшаяся на богатства новой родины Палеолог объявила, что с этой поры более не будет исполнять католические обряды, а возвращается к православию. Разницы для нее, видимо, не было никакой. Насмотревшись на римских пап, София сделала совершенно определенные практические выводы.
В то время был всего один канон красоты - дородность. Поэт Луиджи Пульчи так описывал внешность византийской принцессы: «На высоком помосте сидела в кресле раскрашенная кукла. На груди у нее были две огромные жемчужины, подбородок двойной, щеки толстые, все лицо блестело от жира, глаза распахнуты, как плошки, а вокруг глаз гряды жира и мяса». Не странно, что Палеолог понравилась Ивану III.
Уроки супружеской жизни, полученные девушкой у ватиканских специалистов, помогли ей произвести на любвеобильного, но неискушенного князя большое впечатление. Конечно, не обошлось и без травок, заваривать которые Палеолог была мастерица.
Известно, что уже через несколько дней после ее прибытия в Москву местные колдуньи и знахарки объявили ей настоящую войну. Началось нечто похожее на битву экстрасенсов. Воюющие стороны насылали друг на друга проклятия, колдовали на воске, хлебе и воде, применяли другие способы ведения магической войны. В результате длительного противостояния София пережила несколько выкидышей, а трое ее первых детей умерли во младенчестве. Но в итоге христианско-католическая магия Палеолог победила языческую ворожбу. Видимо, справиться с ворожеями ей помогли магические дары Сикста IV. Не лишним оказался и административный ресурс. София уговорила мужа организовать временную инквизицию. Охрана князя выловила всех указанных ею травниц-вещуний и утопила в реке, как еретичек.
Позднее ее сын Василий III и внук Иван Грозный тоже будут преследовать носителей былинной русской культуры: волхвов, скоморохов, коробейников и сказителей. Выбивать из народа исконный, не вписывающийся в новую мировоззренческую матрицу русский дух.
Товарищи стали слугами
После византийской пышности и римского великолепия Софию не могли не раздражать незатейливость и демократичность княжеской жизни.
- Под влиянием Палеолог стали являться в Москве новые обычаи: Иван III стал держать себя величаво, установил обряд целования царской руки в знак особенной милости. Бояре, бывшие раньше советниками, думцами княжими, с которыми великий князь по обычаю совещался о всяком важном деле, как с товарищами, теперь обращаются в покорных слуг его, - пишет академик Сергей Платонов.
Русский князь дошел до того, что потребовал преклонения перед собой, как пред земным божеством. Превратился из прообраза короля Артура в подобие Папы Римского и, соответственно, начал строить из Москвы Третий Рим.
Потворствуя жене, Иван III затеял перестройку Кремля. Ею были приглашены итальянские зодчие, имеющие большой опыт в строительстве сакральных мест. Они возводили такой Кремль, который бы собирал и концентрировал мощь энергий Земли и космоса, чтобы никто не мог завоевать Новую Византию. Энергетика места чувствуется до сих пор.
Первым начали перестройку построенного при Иване Калите Успенского собора. Псковские строители заложили церковь с торжественными обрядами, с колокольным звоном; но, когда стали складывать стену и довели ее до сводов, она рухнула. Поговаривали, что не без магической помощи Палеолог. Пыль от кирпичей еще не успела развеяться, как для строительства Успенского собора из Италии приехал архитектор Аристотель Фиораванти. Он построил под Кремлем и собором тайное подземное хранилище для бесценной библиотеки княгини и ее магических артефактов. Закончив его сооружение, Аристотель провел по отстроенным лабиринтам Софию, после чего попросил княгиню отпустить его на родину в Италию. С тех пор знаменитого архитектора больше никто не видел.
Битва с коллектором
Материальные запросы Софии росли. Ей, не привыкшей жить в деревянных домах, нужны были деньги на строительство каменных дворцов по итальянскому образцу.
- Русские были убеждены, что жить в деревянных домах здоровее, чем в каменных, - пишет академик Сергей Платонов. - Сам Иван III и его преемники были того же мнения и хотя строили каменные дворцы для торжественных приемов и пиров, но жить предпочитали в деревянных. Каменные здания долго и после этого не входили в обычай.
К моменту свадьбы на Софии Иван III под разными предлогами уже перестал платить дань Орде. Долгов накопилось много, а отдавать было нечем. Все пошло на строительство.
К 1480 году наступило время очередного взноса в союзническую кассу взаимопомощи. Иван III должен был откатить за охрану восточных рубежей татаромонгольскому хану сразу за десять лет. И вот, заливаясь слезами, София стала упрекать мужа в том, что с этим позорным положением пора кончать. Иван III не был человеком воинственным, но упреки жены задели его за живое. Князь принял решение собрать войско и выступить навстречу вышедшему за деньгами коллекторскому войску хана Ахмата.
Сражения не случилось. Обе армии встретились на реке Угре, пару месяцев постреляли друг в друга из луков и к холодам разошлись по домам. Иван III отказался подписывать дальнейшее абонентское обслуживание с вооруженными силами Орды, договорившись платить только за реальную помощь в будущих сражениях с общим противником.
Устранение конкурента
К моменту второго брака Ивана III у него уже был сын от первой супруги - Иван Молодой, которого считали наследником престола. Он отлично проявил себя на Угре, был обожаем народом и любим боярами. Все ждали только, когда княжич остепенится. Зимой 1482 года Ивана Молодого пригласили к бабке Марии Ярославне в Вознесенский монастырь Московского Кремля. Она представила царевичу его нареченную - дочь господаря Молдавии Стефана Великого Елену, прозванную Волошанкой. Несколько дней молодые встречались, а в Крещение были обвенчаны. И, как по расписанию, через девять месяцев у них родился сын Дмитрий. Их союз был настоящей сказкой. Именно эта пара стала прообразом известных нам с детства Ивана Царевича и Елены Прекрасной и Премудрой. Казалось бы, их судьба «жить долго и счастливо», но, как и случается во всех сказках, злая мачеха была против.
Отношения Софии и Елены сразу стали враждебными. Конкуренция между «партиями» Волошанки и Палеолог обострилась, когда Иван Молодой заметил, что мачеха тайно посещает царскую сокровищницу и раздаривает ювелирку своим родственникам. Расстроенный воровством жены, Иван III отправляет Палеолог вместе с их старшим сыном Василием в недолгую опалу. Казалось бы, над Россией должен был развеяться колдовской заговор, но нет. Наследник престола Иван Молодой неожиданно умирает от «ломоты в ногах», а София снова становится первой леди государства.
Избавившись от главного конкурента и получив свободу действий, Палеолог вынуждает Ивана III закрутить по европейскому образцу гайки в отношении народа. Выходит «Судебник» 1497 года, регламентирующий начавшееся закрепощение крестьян. Им запрещают уходить от барина, как раньше, когда захотел. Теперь крестьянин мог расплатиться по налоговым обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (9 декабря) и неделю после него.
Закабалению русских людей, усилению царской и церковной власти воспротивилась «политическая партия» Елены Волошанки.
Реакция последовала незамедлительно. Подобное антифеодальное вольнодумство было объявлено «ересью жидовствующих». Царь Иван III счел убедительными новые обвинения в заговоре в адрес Дмитрия Внука и Елены Волошанки. Их отправили под арест, где со временем, вполне по-византийски, заморили голодом.
Добившись таким образом для сына Василия III царского трона, София Палеолог спокойно умерла 7 апреля 1503 года. Через три поколения Рюриковичи - Палеологи выродились, и началась смута. Именно такой конец и предсказывала утопленная Палеолог знаменитая московская ворожея Мокошь.