Лето советских детей почти никогда не обходилось без пионерского лагеря, и об этом снято множество увлекательных фильмов
В СССР было одно очень хорошее правило: искусство для детей нужно делать так же хорошо, как для взрослых, даже лучше.
Может быть, поэтому многие фильмы прошлых лет, которые вроде бы о детстве, сегодня смотрятся как глубокие философские картины.
Жаль, что сегодня эти традиции практически утрачены, детского кино мало. Поэтому мы предлагаем вам вспомнить классические советские картины о пионерлагерях, а также относительно новые, которые полюбились зрителю.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!», режиссер Элем Климов, 1964 г.
Этот фильм чуть не запретили, увидев в нем пародию на советский образ жизни: все ходят строем, нудно скандируют «Мы бодры, мы веселы!» и прославляют кукурузу. Самый карикатурный персонаж этой черно-белой комедии — начальник лагеря товарищ Дынин, после роли которого вся страна полюбила Евгения Евстигнеева.
Противостоит ему пионер Костя Иночкин. Он плавает лучше всех и постоянно стремится заплыть куда-то «не туда», на «тот берег».
Уже много лет эту ленту смотрят, и каждый открывает что-то свое. А само кино давно разошлось на цитаты.
«Бронзовая птица», режиссер Николай Калинин, 1974 г.
Снятый по одноименной книге Анатолия Рыбакова, фильм рассказывает о приключениях друзей — Миши, Генки и Славки — в пионерском лагере начала 20-х годов. Современным детям, наверное, интересно будет узнать, что подростки в те времена оставались жить за городом практически самостоятельно, без старших: сами готовили еду, сами следили за порядком в лагере. И сами решали серьезные проблемы, если они появлялись.
Юным пионерам приходится вмешаться в драматические события. Возле лагеря совершено убийство. Потом выясняется, что оно связано с кладом, который спрятал во время революции бывший хозяин усадьбы, где теперь разместился лагерь, - граф Карагаев. О чем еще могут мечтать подростки — раскрыть убийство и попутно найти сокровища, вот это лето, вот это настоящие приключения!
«Сто дней после детства», режиссер Сергей Соловьев, 1975 г.
В памяти Мити Лопухина это лето останется на всю жизнь. Первая любовь — как солнечный удар. Первая дуэль — из-за прекрасной дамы, а еще из-за справедливости. Первый верный друг и первое предательство. Первые взрослые переживания — они приходят к человеку как раз в таком возрасте, в 14-15 лет. Это — последнее лето детство. А потом начнется взрослая жизнь, где все иначе, все по-другому. Фильм Сергея Соловьева с юной Татьяной Друбич в главной роли был удостоен награды «Серебряный медведь» на кинофестивале в Западном Берлине в 1975 году.
«Три веселые смены», режиссеры Дмитрий Михлеев, Валерий Поздняков, Юрий Оксанченко, 1977 г.
В фильме — три серии, каждая из которых — отдельный законченный сюжет. Действие происходит в пионерском лагере «Зубренок». Маленькие и большие пионеры отдыхают, дружат и ссорятся, испытывают незабываемые приключения и приобретают бесценный жизненный опыт.
«Селюжонок» - новелла о маленьком непоседе, выдумщике и сорванце. «Ошибка Микоши» - о мальчике, мечтающем стать летчиком, и девочке, которой он помогает победить в военной игре. «Тайна Фенимора» - о приключениях почти настоящих индейцев и их таинственного друга в маске.
«Завтрак на траве», режиссер Николай Александрович, 1979 г.
Обаятельный молодой рабочий Иван (Сергей Проханов) направлен вожатым в пионерский лагерь. Ему кажется, что это совсем просто: завоевать уважение и дружбу подростков, стать среди них «своим». Но дети в лагере не так просты: они интересуются историей и живописью, они жаждут свободы и для этого убегают в лес — петь песни и печь на костре картошку, они любят и ненавидят, плачут и танцуют.
Фильм поставлен в жанре мюзикла, в нем много прекрасной музыки Владимира Шаинского, и, в общем, его можно назвать своеобразным продолжением «Усатого няня» - только сам «нянь» повзрослел, а детсадовские малыши подросли.
«Пацаны», режиссер Динара Асанова, 1983 г.
Действие фильма разворачивается не в пионерском лагере с чистенькими корпусами, белыми рубашками и родительскими гостинцами. Нет, речь идет о лагере для трудных подростков. И здесь все жестко, резко и местами трагично. Павел Антонов в исполнении Валерия Приемыхова — нетипичный вожатый. Он может понять движение души самого «отпетого» подростка, от которого отказались все. Может ударить — от души, за подлость. Его главное правило - «У каждого пацана в жизни должен быть взрослый мужик, которому он может говорить «ты».
Он становится для потерянных, озлобленных, одиноких пацанов таким мужиком. «Паша» - обращаются они к нему. Уважают и прислушиваются. Работают и отдыхают. И сами не замечают, как постепенно становятся другими. Без нравоучений и нотаций — просто имея перед глазами пример — Пашу. Фильм тяжелый, с нервом, с включением документальных кадров о подростках-правонарушителях, но посмотреть его полезно не только в подростковом, но и во взрослом возрасте.
«Каникулы Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные», режиссер Владимир Алеников, 1984 г.
Это очередной фильм из «сериала» про неразлучных друзей, роли которых исполнили Егор Дружинин и Дмитрий Барков. Весь класс — и со всеми Петров и Васечкин — уезжает в летний лагерь. Однако отдых «как у всех» не для этих заводил, им скучно, и они придумывают себе новые приключения: примеряют доспехи рыцарей, пробираются по горам и по-прежнему соперничают за сердце красавицы Маши.
«Каникулы строгого режима», режиссер Игорь Зайцев, 2009 г.
Это удивительно: как можно не заметить того, что вожатыми в лагере оказываются беглый заключенный и сотрудник МВД? Однако фарсовая ситуация порождает настоящий шквал качественного юмора — здесь и различные комедийные диалоги, и погони, и невинные и очень забавные любовные сцены...
Словом, отличная комедия с серьезным финалом, которую интересно будет посмотреть и детям, и их родителям. Стоит добавить, что главные роли исполнили Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев.