Василий Лебедев-Кумач: некоторые странности любимого поэта сталинской эпохи
Его песни «Широка страна моя родная», «Утро красит нежным цветом», «Легко на сердце от песни веселой» и другие распевал весь СССР, и до сих пор они очень популярны. Правда, слова «другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» совершенно не подходили к атмосфере репрессий. А многие знаменитые коллеги вообще откровенно не жаловали поэта и предъявляли ему серьезные обвинения.
Мог бы учиться в Оксфорде
Сын московского сапожника Ивана Никитовича Кумача неизвестно почему при рождении получил фамилию матери-портнихи Марии Михайловны Лебедевой. Из-за бедности родителей он, скорее всего, закончил бы обучение тремя классами, но мальчику повезло.
Его первая учительница выхлопотала для Васи гимназическую стипендию у проживавшего в Англии историка Павла Виноградова. Он даже лично приезжал в Москву для того, чтобы принять экзамен у своего стипендиата, и оказался чрезвычайно доволен уровнем показанных Василием знаний. Виноградов пообещал по окончании гимназии устроить парня в Оксфордский университет, но все планы сломала революция.
Вместо Оксфорда Василию Лебедеву пришлось в 1917 году поступить в Московский университет, который так и не удалось закончить. Чтобы банально прокормиться, Василий начинает сотрудничать с различными печатными изданиями, включая журнал «Крокодил», публикуя в них свои стихи.
Лебедев быстро смекнул, что наибольшим успехом пользуется патриотический жанр, начав активно прославлять комсомол и партию большевиков, не забывая вспоминать «добрым словом» самого товарища Сталина.
Славил доносчиков и чекистов
В годы насильственной коллективизации из-под пера Василия Ивановича, который стал уже Лебедевым-Кумачом, вышло большое количество стихов, воспевающих честных работников, готовых пожертвовать жизнью своей семьи ради сохранения и спасения колхозного имущества.
В 1938 году Лебедев-Кумач написал «Гимн НКВД», став любимым поэтом советских чекистов.
Не забывал он и критиковать своих коллег, которые за такую критику в то время могли поплатиться жизнью. Так, в частности, чуть не произошло с Валентином Катаевым, о котором Лебедев-Кумач высказался в газете «Правда».
Будучи депутатом Верховного Совета СССР, он часто выступал с трибуны долго и в стихах. В некоторых источниках утверждают, что после одной такой речи поэт Ярослав Смеляков, недавно освободившийся из заточения, высказался: «Надоела мне моча Лебедева-Кумача», и тут же был посажен заново.
В 1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал «Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание первого Гимна Советского Союза.
Правда, впоследствии руководство страны решило видоизменить текст, заменив его словами Сергея Михалкова.
Лучший поэт советского кинематографа
Его песни, звучащие в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Вратарь», «Трактористы», просто излучают счастье и оптимизм. И народ действительно их любил.
Правда, в узких кругах тексты поэта встречали не столь восторженно. Так, в своих воспоминаниях Леонид Утесов утверждал, что первоначально песни, написанные к «Веселым ребятам», были «бездарные и безликие» и что якобы певец написал отдельное письмо Лебедеву-Кумачу, и только после этого появились те шедевры, которые мы знаем наизусть.
А во время съемок «Цирка» знаменитая «Широка страна моя родная» была утверждена непримиримым композитором Дунаевским только с 36-го раза. Правда, и к этому варианту у современников было много вопросов, уж слишком диссонировал текст с происходящим вокруг.
Личный враг Гитлера
23 июня 1941 года, на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, Лебедев-Кумач получил задание написать патриотическую песню. Уже на следующий день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны». Она исполняется по сей день, и до сих пор слушать ее равнодушно невозможно.
Впервые (на музыку Александра Александрова) она прозвучала в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР 26 июня 1941 года, став символом борьбы советского народа за свободу и независимость Родины.
Примечательно, что Гитлер незамедлительно назвал своими личными врагами передававшего сводки Совинформбюро диктора Юрия Левитана, а также Лебедева-Кумача, написавшего мощнейший текст «Священной войны», и пообещал повесить их на Красной площади после захвата Москвы.
К сожалению, больше ничего столь же значительного ему написать так и не удалось. После Победы он находился в глубокой депрессии, об этом свидетельствуют записи из его дневника, например: «Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу — все мелко, все потускнело. Ну, еще 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов. И глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно»
20 февраля 1949 года поэт-песенник скончался.
Обвинения в плагиате
Еще при жизни Лебедева-Кумача ему часто инкриминировали заимствования в текстах. Особенно на этом настаивал Александр Фадеев, который не любил коллегу.
В 1972 году во Всесоюзное агентство СССР по авторским правам обратилась гражданка Польши Фаина Квятковская. Она заявила, что является автором польского и русского текстов известнейшего фокстрота «У самовара». В Советском Союзе его исполнял Леонид Утесов, а автором назвал себя Василий Лебедев-Кумач, который якобы присвоил себе полагающийся ей авторский гонорар за выпущенные пластинки.
Сначала ВААП решило не реагировать на это письмо, но выяснилось, что еще в 1931 году германская фирма миллионным тиражом выпустила пластинку с записью этой песни, а Утесов начал исполнять ее только через год.
Скандал замяли чисто по-советски. Перед Квятковской извинились и выплатили ей гонорар в размере… 9 рублей 50 копеек.
Еще больший скандал вышел из-за легендарной песни «Священная война», авторство которой приписывается учителю русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александру Боде. Дочь Боде написала сыну композитора Александрова и изложила свою версию создания песни ее отцом в 1916 году.
Специалисты утверждают, что Лебедев-Кумач лишь немного сократил старую песню и изменил фразу «с германской силой темною» на «с фашистской…».
Правда, потомкам Александра Боде так и не удалось ничего добиться, и уже современный российский суд, из-за недостатка доказательств, сохранил авторство «Священной войны» за Василием Лебедевым-Кумачом.