Таинственная страсть Владимира Войновича
На церемонию прощания с автором знаменитого сатирического романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» Владимиром Войновичем, скончавшимся на 86-м году жизни, известный журналист и телеведущий Юрий Рост прикатил на мотоцикле. 79-летний мэтр уже было собирался припарковать байк прямо у входа в Центральный Дом литераторов, как на него «наехал» сотрудник ДПС.
- Тут парковаться нельзя! - замахал полосатой палочкой лейтенант перед усами Роста. - Проезжайте, или выпишу штраф.
Юрий Михайлович, с юности не слезающий с «железного коня», покорно исполнил требование сотрудника полиции. А потом, прихватив букет полевых цветов, направился поклониться покойному и выразить соболезнования безутешной вдове - третьей жене Войновича Светлане Колесниченко. Той, которая стала для Владимира Николаевича спасательным кругом после смерти его второй супруги Ирочки - главной женщины всей его долгой жизни.
Два товарища
А первой супругой писателя стала Валентина Болтушкина. С ней он познакомился в рабочем общежитии. В один из вечеров, добиваясь расположения деревенской девушки, Владимир легкомысленно пообещал на ней жениться. Утром Валентина освободила парня от этого обещания. Но он вдруг понял, что, как честный человек, обязан отвести Валю в загс: верность данному слову в Войновиче воспитала мать.
После того как у молодоженов родилась дочь Марина, им дали полкомнаты в коммуналке на 50 семей с одной кухней и общим туалетом. Жилплощадь в 16 «квадратов» семья делила с каменщиком Аркадием Колесниковым, его женой, двумя детьми и тещей. Сам Войнович днем трудился плотником, а по ночам писал стихи и прозу.
Съездив на целину, Владимир устроился на Всесоюзное радио и в журнал Твардовского «Новый мир». Написал текст ставшей шлягером песни «14 минут до старта». Спустя два года, когда эти слова с трибуны Мавзолея пропел сам Никита Хрущев, Войновича с помпой приняли в Союз писателей. Соседки стали завидовать Валентине, родившей к тому моменту еще и сына Павла. А Владимир тем временем угодил в любовный треугольник.
На свадьбу близкого друга, публициста Камила Икрамова, с Ириной Браудэ Войновича пригласили свидетелем. И это при том, что жених знал: Володя влюблен в его Иру - педагога младших классов. Втроем они проводили все свободное время. А когда Камил уезжал в командировки, Войнович тоже навещал Иру - водил по ресторанам и возил гулять за город. На их тайные свидания он приезжал на подержанном «Запорожце», который купил специально для этого. Войнович не раз собирался оборвать порочную связь, но, как только узнавал, что Икрамов отлучился по делам, тут же мчался к Ирине. Не остановило Владимира даже рождение у Икрамова и Браудэ сына.
- Будь у меня в то время пистолет, я думаю, жизнь нас троих была бы в нешуточной опасности, - писал в автобиографии Владимир Николаевич. - Первое, что я поспешил сделать, - это переспал с ее ближайшими подругами, и мне не пришлось их слишком добиваться. Потом я завел роман с одной симпатичной художницей. Я специально не сообщал Ире о своих достижениях, но знал, что нужные сведения до нее кто-нибудь донесет.
Потом их свидания возобновились. Осенью 1965-го Войнович уехал в Переделкино, где в уединении начал работать над повестью «Два товарища». И вдруг однажды его вызвали в центральный корпус к телефону. «Я свободна», - разрыдалась Ира в трубку. С тех пор они стали жить вместе и вскоре поженились.
Первой жене и их детям литератор оставил трехкомнатную квартиру, которую для него выбил тогдашний начальник московской милиции генерал Николай Сизов.
Вечный покой
Браудэ подарила Войновичу дочь Олю. Стала для супруга крепким тылом на долгие 40 лет. Вместе они пережили эмиграцию в Германию, после того как Владимира лишили советского гражданства за антисоветчину. А когда жена заболела раком, писатель трогательно за ней ухаживал и отвез на лечение в знакомый обоим Мюнхен, где в палате клиники они вместе встретили последний Иринин Новый год.
После смерти любимой в 2004 году Войнович и сам едва не слег. Его изводила боль в пояснице, к тому же очень щемило сердце. Он начал выпивать. Неохотно просыпался с мыслью, что опять придется жить целый день. За отцом ухаживала Ольга, работавшая в двух школах, и сын Павел от первого брака, ставший, как и отец, писателем.
Но вытащить из этого ада Владимира Николаевича смогла только Светлана Колесниченко, вдова журналиста-международника Томаса Колесниченко, ставшая последней супругой Войновича. Два одиночества познакомила писательница Виктория Токарева.
После свадьбы со Светланой у литератора отпала необходимость в постоянном добывании денег. Колесниченко владела рестораном и магазинами, торгующими элитным алкоголем. У нее на руках Владимир Николаевич и скончался от сердечного приступа.
Похоронили его на Троекуровском кладбище.
Кстати
- Старшая дочь писателя Марина работала химиком-технологом на московской фабрике «Свобода». Умерла в 2006 году в возрасте 48 лет. А в нынешнем году не стало сына Владимира Николаевича - Павла, который в последние годы жил в Черногории. Ему было 55. Младшая дочь от второго брака - Ольга некоторое время назад переехала в Мюнхен, где преподает немецкий иностранцам и тоже пишет книги.
Ссылка по теме: