Разбитый инсультом каскадёр исполнявший опаснейшие трюки в культовых лентах теряет зрение
Владимиру Жарикову - знаменитому каскадеру, исполнявшему опаснейшие трюки в культовых лентах «Место встречи изменить нельзя», «Пираты ХХ века» и десятках других картин, в ноябре стукнет 80. Однако настроение у него совсем неюбилейное - в свои почтенные годы он оказался по сути бомжом: квартиры нет, и он вынужден в поисках пристанища скитаться по вокзалам и знакомым. Да еще в апреле этого года его разбил инсульт.
Владимира Юрьевича я навестила в московской клинической больнице № 85, где он сейчас лежит.
- Давление скачет, голова болит, память ослабла, 50 процентов зрения после перенесенного инсульта потерял, - сетует Жариков. - Врачи говорят, надо менять хрусталики. Один 39 тысяч рублей стоит. А все мое имущество - вон тот чемоданчик, в шкафу. Так с ним и скитаюсь...
- И куда же вы пойдете после больницы?
- Пойду в Дом ветеранов кино в Матвеевском. Но там для пенсионеров - членов Союза кинематографистов установлено правило: бесплатно можно находиться лишь 14 дней в году. А если хочешь больше - плати 1,5 тысячи в сутки. Как-то я обратился к заместителю Никиты Михалкова, мол, нельзя ли выделить мне там комнату на постоянной основе? Ответили: отчего же нет? Но сначала заплати примерно 2 миллиона рублей и тогда живи хоть до смерти. Но где взять такие деньги? Пенсия со всеми надбавками - 14 400 рублей.
- Как же так получилось, что вы, заслуженный человек, вдруг оказались на улице?
- В 90-е, как и многие, я вложился в «двушку» в Москве. Строительный бум был тогда, да и компания, как мне казалось, хорошая подобралась - нас было человек 800. Председатель - генерал, военный летчик. Но строители нас кинули. С генералом тем инсульт случился, и вскоре он умер. Когда же я пришел к следователю, тот был сух: «Ваши грабители давно сбежали из России, а дело сдано в архив». Да и вообще, сами, мол, виноваты, что влезли в это. Так я потерял 50 тысяч долларов и стал так называемым обманутым дольщиком.
Начал скитаться. Ночевал на Киевском вокзале - сел в кресло, ноги на сумку положил, чтобы ее не украли, и спал. Как-то меня дежурный заметил, мол, неужели это вы, тот самый знаменитый каскадер?! Рассказал ему вкратце свою историю. Он говорит: «У нас диванчик в комнатке есть, переселяйтесь туда».
Потом сердобольных людей встретил - то у одного поживу, то у другого. Случались и казусы. Познакомился с женщиной, Вера ее звали, пригласила она меня к себе пожить в Подмосковье. Ну, я и поехал. Но буквально с первого же вечера начались намеки на постель. Я вежливо, но твердо отказывался, пытался ей объяснить, что это неприлично. У меня же жена в Одессе в то время жила, а я по работе оказался в Москве. 40 лет с Ларисой душа в душу прожили, двоих детей воспитали, но в 2009 году жена умерла - оторвался тромб.
- Почему дети вас не навещают?
- Дочь Светлана в Одессе кинологом работает. А сын Юрий вообще в Канаде живет, в национальном заповеднике руководителем экологической группы работает. Ему выделили служебный коттедж. Он доктор биологических наук, воспитывает пятерых детей. Глубоко верующий человек. Одно время хотел уйти в монахи, но я провел с ним серьезную беседу: «Разве тебя господь туда направил? Он дал тебе образование, вот и служи, защищай природу».
Спасал Высоцкого от наркомании
- Владимир Юрьевич, вас со многими знаменитостями сводила судьба. Один Высоцкий чего стоит!
- Мы с ним на «Месте встречи…» сблизились. Все, что сегодня люди про него говорят, я ему открыто в лицо мог заявить. Что гибнет от наркотиков, хотя у него куча поклонников и жена Марина Влади - звезда мирового уровня. «И ты все променял на вот это говно?» - пытался растрясти я Володю. Он опустил голову и тихо молвил: «Ты первый, кто мне это сказал!» Предложил освободить его от зависимости. Нужно было поехать в одно село недалеко от моря и находиться там до тех пор, пока не почувствует, что недуг ушел. «Нет-нет, я не могу, - ответил он. - Если бы ты встретился мне раньше, хотя бы на три-четыре года, мы бы поговорили об этом всерьез».
- Знаю, вы дружили и со Станиславом Говорухиным.
- Когда он незадолго до смерти сильно заболел и собирался ехать лечиться в Израиль, я его отговаривал: «Ты понимаешь, что нельзя верить их хваленой медицине? Вспомни Абдулова, Янковского. Помогла она им? Может, останешься здесь? Тебя же положат в любую клинику, хоть в кремлевскую». «Нет, я уже дал обещание, поеду туда», - с грустью ответил он. А когда вернулся, по сути, уже не вставал.
- Как вы стали каскадером? По образованию же вы филолог, окончили университет.
- В армии получил прекрасную физическую подготовку. 8 месяцев нас учили рукопашному бою, метанию ножа, плаванию под водой. Посылали в лес без воды и еды, чтобы выжили и нашли путь обратно, выбрасывали с парашютом. А потом одели в форму сельхозрабочих, загрузили в сухогруз, где трюмы были заполнены оружием, а сверху прикрыты зерном, и отправили помогать братскому Вьетнаму. Работали там по линии ГРУ. Брали пленных, американских офицеров. И вот уже уволившись в запас, я, чтобы не потерять форму, тренировался у моря - делал сальто, прыгал с большой высоты. И тут ко мне подходит человек и спрашивает: «Не хотите стать каскадером?» Это был режиссер Юрий Черный, который снимал фильм «Порт». Так я сменил профессию.
- А это правда, что в вас была влюблена одна из главных красавиц нашего кино Анна Самохина?
- Когда серьезно занимаешься каскадерством, подмечаешь все вокруг. Это необходимо, чтобы успеть вовремя уйти от опасности. И вот стал я замечать, что Анечка, когда я что-то делаю, смотрит, чуточку приоткрыв рот. А однажды подошла и восхищенно говорит: «Ой, вы такое сделали, такое!» Так потихоньку мы стали встречаться, когда оба были свободны от съемок. Гуляли, разговаривали. Никаких, извините за выражение, кобелиных поползновений с моей стороны не было. Просто я ее уважал. И, кроме того, я уже знал, что она больна. Слухи быстро распространяются по сарафанному радио. Вся съемочная группа как большая деревня.
Дорогие читатели, с пенсией в 14 000 рублей операцию по восстановлению зрения сделать невозможно. Владимир Юрьевич как благовоспитанный человек никогда не попросит за себя, а помочь ему некому. Дети на связь не выходят.
Кто хочет помочь знаменитому каскадёру, пишите нам в редакцию на адрес oleg@eg.ru
Карта Сбербанка Владимира Юрьевича: 5469 3800 6185 8279