Режиссер Колосов говорил с любовницами только о жене Людмиле Касаткиной
В "СОВЕТСКОМ ЭКРАНЕ": фоторедактор Итенберг считает читательские анкеты, которыми голосуют за кандидатов на звание "Актер года" (1967 год) |
Более 30 лет Анна Семеновна ИТЕНБЕРГ проработала в главном киножурнале СССР «Советский Экран», из них 25 - фоторедактором. После чего 10 лет самоотверженно трудилась в «Экспресс газете». В прошлом номере («ЭГ» N31, 2004 г.) она поведала нам о своем бурном романе с известным альтистом и дирижером Рудольфом БАРШАЕМ; о том, как актриса Наталья КУСТИНСКАЯ коварно отбила мужа у Натальи ФАТЕЕВОЙ; как режиссер Иван ПЫРЬЕВ изрубил всю мебель в квартире у своей любовницы, и многом другом. Мы уговорили Анну Семеновну, которой недавно исполнилось 65 лет, продолжить свой интересный рассказ…
- Благодаря «Советскому Экрану» я познакомилась со многими интересными людьми, - вспоминает Итенберг. - Одно время наша редакция находилась на улице Воровского, в одном здании с Театром киноактера, Домом кино, журналом «Искусство кино» и Высшими курсами режиссеров и сценаристов.
С ГАБРИЭЛЕМ ГАРСИА МАРКЕСОМ: великий колумбийский писатель, приехав на Московский кинофестиваль, тоже приударял за знойной Анной (1989 год) |
А я была тогда замсекретаря комсомольской организации и собирала взносы во всех этих уважаемых организациях. Так меня столкнула жизнь с инженером из Свердловска Глебом Панфиловым, который учился на Высших курсах, чтобы стать профессиональным режиссером. Как-то он мне говорит: «Аня, мне надо сдавать диплом. Я тут написал режиссерский вариант сценария фильма «В огне брода нет», но он в рукописном виде. Ты не могла бы мне помочь напечатать его на машинке?» А я сроду не печатала! Поэтому каждый вечер допозна задерживалась на работе и тренировалась двумя пальцами. Когда почувствовала, что у меня немножко получается, тут же дала Глебу свое согласие. Как ни отказывалась, он все же настоял, чтобы я приняла от него вознаграждение - по рублю за страницу.
Плодила импотентов
- Сразу после сдачи диплома Глеб должен был запускаться с этой картиной на «Ленфильме», но проблема была с актрисой на главную роль. Однажды Глеб мне говорит со смехом: «Я уже в такой панике, что на все готов. Мне тут Ролан Быков заявил, что вместе с его женой Лидой Князевой в московском ТЮЗе играет какая-то никому не известная актриса. Мол, она мне подходит идеально. Правда, у нее всего одна роль - Бабы Яги! Только этого мне не хватало…» Актрису звали Инна Чурикова. Впоследствии она стала женой Глеба. Как примерно проходило их знакомство, можно посмотреть в фильме Панфилова «Начало», где Чурикова отчасти играет саму себя. А с Глебом мы до сих пор добрые друзья. - С таким подходом к делу у вас должно быть полно друзей! - Для того, чтобы найти нужную для журнала фотографию, я могла позвонить людям в любое время. И вот звоню как-то спозаранку режиссеру Алексею Салтыкову. Тому самому, что снял известный фильм «Председатель» с Ульяновым в главной роли, картину «Директор», на съемках которой погиб звезда 60-х Урбанский, «Бабье царство» и многие другие. И вдруг Алеша, который всегда был со мной предельно вежлив, заорал в трубку: «Никогда больше сюда не звони!!!» - после чего раздались короткие гудки. Я была в шоке. Через несколько дней Салтыков сам перезванивает мне. «Слушай, Аня! - говорит он мне. - У тебя под рукой справочник союза кинематографистов?
РИСУНОК НАТАЛЬИ ХРЕННИКОВОЙ: дочь знаменитого композитора запечатлела юную Анну, когда она подрабатывала натурщицей (1958 год) |
Так вот знай, что половину мужиков из этой книжки ты сделала импотентами! Я, черт тебя побери, несколько месяцев лечился от ослабленной эрекции, за лекарства заплатил целое состояние. И вот просыпаюсь рядом с красивой женщиной, есть и настроение, и желание заняться с ней любовью. А тут твой звонок проклятый, и все мое лечение насмарку!» - Да уж, налицо злоупотребление служебным положением… - Ну, скромный фоторедактор мало чем может злоупотребить! В киномире, где я вращалась, происходили вещи куда более шокирующие. Я всегда знала, что профессия киноактера жутко зависимая, и меня со временем перестали удивлять байки про бесчинства госчиновников и режиссеров. Но история про бывшего министра культуры Александрова (не путать с известным режиссером Григорием Александровым) меня поразила до крайности. Это было сразу после смерти Сталина, и кое-кто решил, что теперь можно все. Александров, уважаемый философ, между прочим, заставлял актрис приезжать к нему на дачу и купал их голышом в шампанском. В «Советском экране» говорили, что в их числе были знаменитые Алла Ларионова и Людмила Целиковская. А еще устраивались своеобразные «стрельбища». Актрисы засовывали себе огурец.., в общем, между ног, садились на корточки и по сигналу били себя по животу. У кого огурец улетал дальше, та и выигрывала. Вскоре о «художествах» Александрова стало известно, и его сослали на преподавательскую работу в глубинку.
Никас-террорист
- У вас ведь тоже иногда служебные отношения переходили в личные? - По роду службы мне приходилось часто отбирать фоторяд в семейных архивах. Однажды мы писали про суперпопулярную в те времена актрису Людмилу Касаткину. Ее муж, знаменитый режиссер Сергей Колосов, тщательно помогал мне искать нужные карточки. Когда все было сделано и я вернулась домой, раздался телефонный звонок: «Знаете, Анна Семеновна, я нашел еще материалы, сейчас привезу вам их домой!» Ну хорошо, говорю, приезжайте. И действительно,
СЕРГЕЙ КОЛОСОВ: исповедовал принцип - "хороший левак укрепляет брак" |
Колосов привез с собой целую папку со снимками обожаемой супруги. Стали вместе их разглядывать, обсуждать. Он предложил мне немного выпить вина, а потом… В общем, случилось то, что часто случается между мужчиной и женщиной. После этого мы встречались еще несколько раз. Но знаете, что меня потрясло? Колосов не мог со мной ни о чем говорить, кроме как о Касаткиной. Он вспоминал о ней даже в постели! Думаю, что Сергей вовсе не был так уж пленен моими прелестями. Мне показалось, ему было гораздо важней, чтобы материал о его жене получился как можно лучше. Такой вот причудливый пример мужской любви и преданности. А самая курьезная эротическая связь у меня была с художником Никасом Сафроновым… - И когда же это случилось? - Лет десять назад, я только что пришла в «Экспресс газету». Меня попросили подобрать фотографии мужчин, так сказать, российских секс-символов. Времени у меня было мало, и подруга посоветовала обратиться к модному художнику Сафронову - ему, дескать, должно льстить, что его назовут в числе прочих.
НИКАС САФРОНОВ: всегда наглядно демонстрировал дамам свои главные достоинства |
Звоню Никасу, вежливо извиняюсь и объясняю суть дела. Вдруг он говорит: «Я сейчас к вам приеду домой с фотографиями!» Как ни упиралась, он стоял на своем - ему, дескать, так было удобно. Что ж, поставила чайник, сижу, жду. И тут является он - с огромным тортом и бутылкой шампанского. Не успела я открыть торт, как Никас повалил меня на кровать. Он вел себя так, как будто мы с ним были любовниками полжизни! Я была настолько ошеломлена, что практически не сопротивлялась. После того как все произошло, Сафронов наскоро налил нам шампанского, мы выпили, он записал номер моего телефона и уехал. На следующий день звонит и вкрадчиво так спрашивает: «Ну как дела, Анна Семеновна?» - «К сожалению, - говорю, - ваши фотографии редакции не подошли». Никас сухо ответил: «Извините за беспокойство!», и повесил трубку. Больше я его не видела.
Нежный зверь
- Наверняка знаменитости часто и сами приезжали в редакцию «Советского экрана»? - Разумеется, ведь у нас был собственный просмотровый зал, где регулярно проводились закрытые кинопросмотры. Приходил к нам Евгений Евтушенко в шикарной волчьей шубе - я тогда и не знала, что мужчина может носить шубу. Запомнился известный сценарист Алексей Каплер, экс-ведущий «Кинопанорамы», который в свое время чуть не поплатился жизнью за роман с дочкой Сталина Светланой Аллилуевой. Он, будучи уже пожилым седовласым человеком, явился вместе со своей женой, поэтессой-фронтовиком Юлией Друниной, держась с ней за ручку - так они и просидели весь фильм. Как-то приезжала Марина Влади - без Высоцкого, зато аж с тремя сыновьями сразу. (Двоих детей она родила от знаменитого актера и режиссера Робера Осейна, еще одного - от некоего гражданского летчика.) Им тогда было лет восемь-десять. Эти ребятки подкарауливали сотрудников у туалета и пугали их дикими криками. А затем ввалились в кабинет к главному редактору и сказали, что он их пленник и они его сейчас будут пытать. Но кто мог сделать замечание самой Влади!
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЭМИЛЬ: на съемочной площадке не щадил даже дорогих сердцу женщин |
А однажды в нашей редакции появился веселый и шумный автор кинохита «Табор уходит в небо» Эмиль Лотяну с ящиком превосходного молдавского вина. Он праздновал окончание очередной картины. Когда пьешь с человеком, «на ты» переходишь легко. «Когда у тебя отпуск? Приезжай ко мне в Кишинев!» - пригласил он. И я поехала… Роман с Эмилем - одно из самых прекрасных воспоминаний в моей жизни. Сначала был Кишинев, позже он снял для меня домик в Дубоссарах. Мужчина Лотяну был сказочный. В постели он был просто ураган, но даже не это главное. Он так умел себя преподнести, такие стихи читал (их он сочинял сам), что казалось - ты самая прекрасная женщина на земле. Помню, он уговорил хозяйку нашего дома, чтобы мы помогли ей делать вино. Для этого надо было хорошенько вымыть ноги у колонки с холодной водой, а затем в сарайчике забраться в огромный деревянный чан, доверху заполненный виноградом, и голыми пятками выдавливать из него сок, который потом превратится в пьянящий напиток. Мы делали это вместе, громко пели молдавские песни, и я была счастлива…
ГАЛИНА БЕЛЯЕВА: игрой в фильме "Мой ласковый и нежный зверь" покорила весь СССР |
А потом Эмиль приступил к съемкам нового фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Ему на пробы привели юную балерину Галю Беляеву. Разница в возрасте у них составляла более 20 лет. Беляева заблистала в «Ласковом звере», у них вспыхнул бурный роман, в результате которого она родила ему сына. Я продолжала общаться с Эмилем, но наши отношения плавно перетекли в дружеские. Когда тебе под сорок, то не хочется быть смешной - не тягаться же мне с 20-летней девочкой! Мы даже с Галей вполне по-приятельски общались. Во время съемок фильма «Анна Павлова» Беляева мне с горечью призналась: «Аня, я его очень люблю, но это страшный человек! Он меня как будто специально мучает, заставляя сниматься по десять дублей подряд!» В результате она от Эмиля ушла. Но мы с ним продолжали общаться. Один раз Лотяну был даже приглашен членом жюри на конкурс «Экспресс газеты» «Мисс грудь». Он снисходительно смотрел на полуобнаженных девочек, а потом тихонько сказал мне: «Эх, Аня! Видели бы они тебя в пору нашего романа - никаких бы конкурсов не понадобилось!». Когда мой друг умер, я была за границей. Узнала лишь вернувшись, когда похороны уже состоялись. Купила бутылку «перцовки», заперлась у себя в квартире. Целую ночь пила и разговаривала с Эмилем как с живым… Думаю, в свой последний час я увижу мужчин, с которыми меня сводила судьба: веселое лицо Эмиля Лотяну, завораживающие руки Рудольфа Баршая… Какие же классные мужчины были в моей жизни!
Ссылка по теме: Байки «Советского экрана»