27 июля выдающемуся артисту балета исполнилось бы 82 года
В 17 лет он написал в своем дневнике: «Я буду танцевать принца Зигфрида в «Лебедином озере». Через 30 лет в его заметках появятся такие строки: «…Убиваю себя в надежде на прекрасную легкую смерть во сне». Между этими фразами уместилась блистательная и трагическая жизнь народного артиста СССР, солиста Большого театра Мариса Лиепы.
Пошел в балет по блату
Марис-Рудольф Лиепа рос в Риге, столице Латвии, где одна власть быстро меняла другую. Отец его работал в оперном театре мастером сцены и дружил с людьми искусства. В 1944 году, когда Ригу освободили советские войска, при Государственном театре оперы и балета открылась студия, где завучем был друг отца Лиепы. Полуголодный Марис напоминал лягушонка: у него были тощие ножки, сутулая спина. И преподаватель посоветовал друзьям: отдайте нам своего парня, хоть осанка будет.
Марис из балета сразу сбежал, потому что заниматься и растягиваться было очень больно. Но мама уговорила сына: женщина мечтала, что ее Марис станет врачом, а разве к хилому доктору кто-нибудь пойдет?
Мог стать чемпионом по плаванию
В училище Марис понял, что его фигура далека от идеала, и начал усердно работать над собой. В школьную сумку клал кирпичи. Вслед за сестрой пошел заниматься на водный стадион, параллельно с балетом.
Крытых бассейнов в Риге не было, он проводил много времени в холодной воде Даугавы, зато показывал большие успехи на длинных дистанциях в вольном стиле. Кроме плавания, Марис играл в водное поло и на всю жизнь заработал себе радикулит и очень красивую широкоплечую фигуру.
Его первой женой была Плисецкая
Именно на соревнованиях по плаванию его увидел известный хореограф Николай Тарасов и посоветовал бросать плавание окончательно. В 17 лет Лиепу приняли в Московское хореографическое училище, без стипендии. Ради того, чтобы Марис мог продержаться, родители продали домик на Рижском взморье.
Лиепа снимал угол у бывшей жены миллионера и артистки оперетты Евгении Дельфос. Пожилая женщина давала Марису уроки этикета, учила его иностранным языкам, советовала, как правильно одеваться – все это потом позволило Лиепе резко выделяться даже на фоне артистов Большого театра.
В заветное здание на Театральной площади он попал далеко не сразу. По окончании училища его вернули в Ригу укреплять национальный балет. Но вскоре Лиепа приехал в Москву на декаду латышского искусства, и его увидела уже тогда знаменитая Майя Плисецкая. Она решила, что именно Лиепа должен танцевать с ней в «Лебедином озере» на гастролях в Будапеште. Мариса не хотели выпускать, и Плисецкая предложила очень простой выход: они расписались.
Так и осталось тайной, была ли в этом браке любовь или только служебная необходимость. Прожили они всего три месяца. Но всю жизнь эти две звезды не просто общались, но и работали вместе. В балете на музыку своего мужа Родиона Щедрина «Анна Каренина» Плисецкая отдала Лиепе сначала партию Вронского, а потом – Каренина.
Его второй женой стала «советская Мэрилин Монро»
В том же 1956 году он переходит в Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. У Лиепы оклад премьера, ведущие партии. В самом конце 50-х в самолете он знакомится с актрисой Маргаритой Жигуновой, которая снималась в фильме «Илзе». Молодые люди поженились, а своих детей назвали именами героев этого фильма – Андрисом и Илзе.
Когда много позже Лиепа станцевал Красса в «Спартаке», его прозвали «Лоуренсом Оливье советского балета», а когда рядом с ним видели его жену, ее называли «советской Мэрилин Монро».
В него была влюблена Галина Брежнева
По-настоящему счастливым Лиепа почувствовал себя только в 1960-м, когда влился в труппу Большого. За 20 лет он станцевал на его сцене 28 партий. Кстати, в «Спартаке» в постанове Леонида Якобсона 1962 года Лиепа танцевал заглавную роль. Красса ему предложил через шесть лет Юрий Григорович.
Понятно, что молодого «выскочку», да еще из провинции (хотя балетная Рига дала миру Михаила Барышникова и Александра Годунова) сразу невзлюбили. Припомнили и непонятный брак с Плисецкой. А тут еще в красавца прибалта влюбилась сама дочь генсека.
Галина Леонидовна была женщиной безудержной. Впрочем, богатые поклонницы у Лиепы были во всем мире, рассказывали, что ему дарили даже иномарки. Роскошную квартиру в самом центре Москвы в Брюсовом переулке семья Лиепы получила благодаря Галине. Может быть, она сама и не просила, но ее имя и присутствие рядом тогда могло открыть все двери.
Лиепа и так выглядел не по-советски, а потом и вовсе превратился в ослепительную звезду, которой он, впрочем, и был на сцене. Он носил длинные шубы, собольи шапки, через плечо у него висели баулы из натуральной кожи.
Он постоянно скупал антиквариат и украшал свою квартиру. Понятно, что для этого он работал как каторжный, но каторжного труда в СССР было много, а вот материального изобилия хватало не на всех.
Роль Красса стала роковой
Самым звездным часом для Лиепы был момент, когда он исполнил роль Красса в балете Юрия Григоровича «Спартак». Этой работой восхищаются до сих пор. Все совпало идеально: фигура Лиепы, его брутальность, холодный прибалтийский взгляд, и, конечно, мастерство. Артист получил Ленинскую премию, его осаждали бесконечные поклонницы, с ним дружили министры, космонавты, актеры.
При этом у Лиепы был довольно независимый и не для всех приятный характер. Ту же Галину Брежневу он в конце концов жестоко отвадил. А после триумфа в «Спартаке» позволил себе за что-то покритиковать Григоровича. С тех пор началось медленное выдавливание Лиепы из Большого театра. Он перестал получать партии в балетах Григоровича, хотя Красса исполнял по всему миру с неизменным блеском.
Лиепа был очень востребован до конца 70-х. Он не только танцевал, но и активно снимался в кино, ставил балеты в других городах, преподавал. И не мог себе представить, что Большой театр и советский балет могут без него обойтись.
В это время подросли дети Мариса, которые оба пошли по стопам отца. Андриса приняли в Большой. Последний раз Лиепа танцевал Красса 28 марта 1982 года, ровно за 7 лет до своей смерти, и вместе с ним на сцену вышел сын. А вот Илзе чинили всякие препятствия. Говорили, слишком много Лиеп. И однажды Марис Эдуардович написал заявление «по собственному желанию», освободив место для дочери. А потом его распорядились не пускать в здание Большого.
Сердце превратилось в тряпочку
В 1980 году распался брак Мариса и Маргариты. Его женой стала молодая балерина Нина Семизорова. Потом выяснилось, что параллельно у Лиепы была гражданская жена Евгения Шульц, которая родила ему дочь Машу.
Но Лиепу бесконечно угнетало, что, оказывается, «большой балет» может обойтись и без него. Он стал пить, часто вместе с алкоголем глотал таблетки и мечтал умереть. Этого не выдержала Семизорова, и только преданная Женя всегда была рада видеть Мариса, которого считала небожителем.
Из ее квартиры, 26 марта 1989 года, на глазах 10-летней Маши, Лиепу очередной раз забрала «скорая помощь». Врачи до последнего боролись за жизнь всего лишь 52-летнего артиста. Потом один из докторов сказал, что остановившееся сердце Лиепы было похоже на тряпочку.