- доказывает популярный актер театра и кино Александр Потапов
Не секрет, что многие артисты - порядочные лицемеры. Особенно это понимаешь, несколько раз посидев в их застольных компаниях. Сидит, блин, перемалывает косточки (за глаза!) своему коллеге по цеху, а наутро к нему же целоваться лезет. Тот ему: «Да ты же меня вчера жирной зеленой мухой обозвал!» - «Я?! Тебя?! И ты поверил этим мудакам?! Старик, нас с тобой пытаются поссорить!!!»
АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ: "Главное в искусстве - быть, а не казаться!" |
Александр Сергеевич ПОТАПОВ не такой. Если человек негодяй, он ему прямо в лицо так и скажет: «Негодяй». Нравится это, ясное дело, далеко не всем. Зато и друзей настоящих у Потапова не меньше, чем врагов. Ведь многие артисты на самом деле - нормальные люди. И тоже ценят искренность и принципиальность.
- Сам я москвич. Отец был военным летчиком. Решил и я в молодые годы связать свою судьбу с армией. Учился в суворовском училище. Потом даже поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Проучился там полтора года и понял, надо линять. Обрыдло все донельзя. - И вдруг ни с того, ни с сего, становитесь артистом? - Про Гамлета я слышал еще в юные годы. Раздумывать было некогда. С ходу взял штурмом Щепкинское училище. И со второго курса попал на практику в Малый театр… Будучи еще совсем мальчишкой, я очень дружил с Юрой Пузыревым. Когда он пил вместе с Евстигнеевым, бегал для них за водкой. Быть у таких актеров «шестеркой» за грех не считал.
"ПОЛУСТАНОК": в этом фильме Бориса Барнета партнершей Саши стала молоденькая Надя Румянцева |
* * * - Вы ведь и в театре на Таганке в молодости успели послужить. Но надолго там не задержались. Что так? - На всю жизнь запомню пьянь и грязь, царившую там. Даже сцена какая-то «неумытая»: маленькая, вонючая, со сгнившими, в занозах досками. Я сразу понял: Любимов - это всего лишь «кукиш в кармане». Пошел однажды полюбоваться, как он ставил «Бешеные деньги». Высоцкий в роли Васильчикова говорил только две фразы: «В Москве воруют». Все вокруг рыдали от умиления, восторгаясь этой «новостью». Не сдержавшись, я заржал в голос… Вот уже 12 лет Любимов живет в России, «свободной от тирании». Создай хоть что-нибудь! - С Высоцким общаться приходилось? - Высоцкий в те годы не был таким уж знаменитым. Но от его песен все обалдевали. Правда, эта влюбленность через полгода незаметно притухала. Володя был далеко не подарок. Мог незаслуженно обозвать человека сволочью. А то и врезать ни за что. Никогда не считал Высоцкого великим поэтом. Пусть ставят ему любые памятники. Для меня Есенин всегда будет сильнее и глубже. И, главное, выше по культуре. Высоцкий все-таки больше городской хулиган. Та же история с Окуджавой. Его художественная утонченность поначалу производила впечатление. Даже домой к нему ездил. Пообщавшись поближе, стал разочаровываться в кумире. Может, почувствовал мелковатую одесскую местечковость? - А Малый театр сразу запал в душу? - Такие столпы в нем работали, составляющие огромный пласт русской национальной культуры - Царев, Ильинский, Бабочкин, Турчанинова, Яблочкина. Я ведь вывозил ее в специальной коляске на сцену в спектакле «Ярмарка тщеславия». И невзначай уронил бабульку. По паспорту Александре Александровне было за сотню лет! Ходили упорные слухи, будто она незаконнорожденная дочь царя Александра Второго. История ее жизни таинственна. По царскому указу Яблочкину взяли в театральную школу. У нее было собственное имение на Волге - Плес. Которое отошло потом к Всероссийскому театральному обществу. Именно Яблочкина, кстати, это общество и организовала.
* * * - Общество, которое потом развалилось… - Эта троица - Ефремов, Табаков и Ульянов - все загубила, когда сняла с должности председателя ВТО Царева. Появился так называемый Союз театральных деятелей. У которого теперь ни поликлиники, ни ресторана: все продано. Бедному артисту отдохнуть негде. Ульянов - просто жулье поганое, враг. Могу сказать об этом, где угодно. А Олег Ефремов? Хватило же ему самонадеянной наглости разрушить великий МХАТ? Но ведь ничего толком не создал. Вне всякого сомнения, артистом он был потрясающим. Но как театральный деятель - просто разрушитель. Создание «Современника» его вины нисколько не искупает. Разве можно МХАТ с чем-то сравнить?
"КРЕПОСТНАЯ АКТРИСА": в этой картине Александр сыграл в компании Тамары Семиной, Евгения Леонова, Сергея Филиппова и Сергея Юрского |
- Как-то вы нелестно об уважаемых людях. Михаил Александрович Ульянов в представлении миллионов людей - великий актер. - Впервые столкнулся с ним на съемках фильма «Председатель». Выпивающий, не очень грамотный, но безумно талантливый режиссер Алексей Салтыков создал замечательную картину. Но Ульянов, будучи к тому времени крупным партийным деятелем московской театральной элиты, сумел получить Ленинскую премию. А Салтыкова просто забыли! Бесспорно, Ульянов - артист способный и известный. Но выдающимся его назвать никак нельзя. Посмотрите, во что превратился Вахтанговский театр? Стал худшим в Москве. Сейчас вор и имитатор Ульянов уже в маразме, но продолжает руководить… - По-моему, Александр, вы все-таки немного сгущаете краски… - Когда-то мы, группа молодых студентиков, стояли в фойе театра, окружив своего учителя Бориса Андреевича Бабочкина. Вдруг он оборачивается и, кивая на проходившего мимо Михаила Ивановича Жарова, небрежно бросает: «Вот идет «черная дыра» русского национального искусства». У нас, бедных, рты пооткрывались. Как же можно так о великом русском артисте? Но Бабочкин убедительно доказал нам свою правоту. Мол, Жаров случайно попал в князи из грязи. Занял свое место с помощью людей, у которых учился. Но тут же о них забыл. И никому, кроме собственной жены и двух дочерей, ничего уже не отдаст. К сожалению, Жаров был малокультурным человеком. Мог сказать одно, а сделать совсем другое. Но цели своей - сделать карьеру - добился. После его смерти, убеждал нас Бабочкин, останется лишь «черная дыра».
* * * - А Малый театр, на ваш взгляд, держит марку? К нему сегодня никаких претензий? - Стараемся. Хотя класс временами падает. Сегодня мало отстаивать свои принципы. Нужно обязательно рождать что-то новое. И претензии к Юрию Мефодьевичу Соломину, как к художественному руководителю, у меня огромные. И личностные в том числе. Но одного у него не отнять - любви к русской национальной культуре и честной жизни в искусстве. Тот же Бабочкин уходил из Малого два раза. Но возвращался обратно. Из такого театра настоящего русского актера можно отправить только на кладбище.
"НЕЙТРАЛЬНЫЕ ВОДЫ": как и в большинстве других кинолент, Александр сыграл веселого русского паренька |
Был я как-то в доме у Де Ниро. Знаешь, чьи портреты у него на стене висят? Станиславского и Михаила Чехова! Во всем мире наш театр пользуется гигантским авторитетом. Потому что в нем работают творцы, а не имитаторы. Самое главное в искусстве - быть, а не казаться. Мне посчастливилось стать свидетелем, как Ильинский играл графа Льва Толстого. Я думал, он по-настоящему помирает на сцене. Такова была сила его таланта. - Александр, я слышал, у вас возникали серьезные проблемы со здоровьем? - Знаешь, почему умер Виталий Соломин? Потому что имитатором никогда не был. Вот здоровье и растратил. Когда 12 лет назад в Америке меня прихватило с инфарктом, думал, не выкручусь. На целых три года пришлось с актерским ремеслом завязать. Иначе бы просто не выжил. Вот, ответь, что самое главное в жизни? Самое главное - утром увидеть солнышко! И больше никаких высоких идей. Когда поймешь, на какой тонкой нитке висишь, только тогда по-настоящему становится страшно. - Вы дружите с Виктором Павловым. У него, говорят, тоже были серьезные нелады со здоровьем? - Витя окончил Щепкинское училище сразу после меня. Года три назад у него случился инсульт. Слава богу, легкий. Как после такого заболевания не потерять память? Витя ничего запомнить уже не может. Голова текст не держит. Играет он сейчас очень мало. С единственной ролью - Аркашки Несчастливцева в «Лесе» Островского выходит на сцену раза два-три в году. Суфлер не знает, что делать. Но Витя сам гениально выходит из трудного положения, собирается и блестяще импровизирует. Потому что необычайно живой и талантливый актер. Как профессионал, к великому сожалению, он уже подорван. Павлов умнее меня. Но в свое время меня взяли в Малый театр, а его нет. Видимо, Потапов был тогда лучше. Впрочем, отношений наших это не испортило. Надо отдать должное, Витя заработал себе имя тяжким трудом. Ведь у Павлова редчайшее амплуа настоящего лирического комика.
* * * - Ваш первый фильм «У крутого яра», поставленный Кирой Муратовой, вышел аж в 1961 году. Помните, как дело было? - Классный колхозный фильм! Кира тогда была нормальной бабой. Сегодняшнее ее кино мне не очень нравится… Мне доводилось потом еще сниматься в деревенских фильмах. Помню, как я крутил хвосты коровам в картине «Как я стал дояром?». Жалкие потуги никому не известного режиссера Иванова дотянуться до уровня Пырьева. У Муратовой хоть правда жизни присутствовала. Но зато именно Иванову первому в нашем кинематографе пришла в голову мысль использовать приемы немого кино - убыстрение кадра. Все, что позже с успехом применял Гайдай. Увидев меня в роли очумелого дояра, Гайдай пригласил меня на роль Шурика в «Кавказскую пленницу».
НА КАННСКОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ: народный артист России Александр Потапов с американскими коллегами - режиссером Джоном Бэри и актером Сэмом Ватерстоуном |
- А потом сам же и отказал?! - Нет. Пробы прошли успешно. Однако утвержденным я пробыл недели две. Экспедиция уже отправилась в Крым на натуру. Получаю телеграмму: «Срочно выезжай! Гайдай ждет!» Но у меня в то время были в Москве проблемы с первой женой. И приглашения от известных режиссеров. Поначалу, увидев Сашу Демьяненко в роли, не придал этому никакого значения. Позже до меня дошло, Гайдай и Шурик - это событие. Несмотря на то, что у меня около 70 фильмов, главного, пожалуй, так и не сыграл. Надо было поработать в кино честно. Как сугубо театральный человек, силу экрана я недооценил. Получил приглашение, помню, в фильм «Парад планет». А в это время снималась «Первая Конная», где мне предложили большие деньги. Режиссер Вадим Абдрашитов говорит: «Ты что, обалдел? Дурак! Наш же фильм лучше!» Не скрою, я снимался за «бабки» в куче плохих фильмов… - Одно время по Москве гуляли слухи, будто Потапов снимается в Голливуде ? - В начале 90-х меня пригласил туда режиссер Джон Бери. Целый год фильм «Пленник той земли» снимали в Анкоридже и Тикси. Картину даже номинировали на одну из премий Каннского фестиваля. Мне повезло стать участником этого сумасшедшего действа. Представь себе русского актера, живущего в шикарном отеле «Мартинес» в четырехкомнатном номере и имеющего открытый счет в любом ресторане города. Володя Меньшов тут же стал почему-то моим лучшим другом. Великого режиссера Марка Донского, которому на этом празднике жизни абсолютно нечего было делать, поселили у черта на куличках, да еще и без денег. И смех, и грех. Единственным спасением оказался Саша Потапов. Бедного старикашку водили в наш ресторан отобедать. Советская делегация буквально разрывала меня на части своей «любовью». При отъезде актера Потапова неожиданно тормознули на выходе из отеля, потребовав оплаты всех счетов на сумму в несколько тысяч долларов. Пережив крайнее отчаяние, я не выдержал: «Если не хотите международного скандала, срочно связывайтесь с американской стороной!» Рассчитывая на темноту русского человека, меня просто хотели по-наглому кинуть. - Как складываются ваши семейные дела?
ВИКТОР ПАВЛОВ: увы, выходит на сцену всего 2-3 раза в год... |
- Встретил в молодости красивую девочку - студентку ГИТИСа Люду Черепанову. Стало ее жалко. Подумал: время создать семью. Мы развелись, потому что оба еще нагуляться не успели. Наконец я понял: нельзя жениться на актрисе! И стал искать женщину, которая просто родит и воспитает моих детей. Любовь при этом становилась как бы не очень актуальной. Встретил Елену Шестакову. У нас растут двое сыновей. Старший - Володя получил юридическое образование. Сергей, художник, заканчивает академию Глазунова. Ищет в жизни чего-то великого. Внук Коленька - вон какой красавчик бегает. Случись начать жизнь заново, прожил бы ее по-другому. У большинства из нас, к сожалению, жизнь состоит из упущенных возможностей!
УЛЬЯНОВ, ТАБАКОВ, ЕФРЕМОВ: по мнению нашего героя, именно они разрушили отечественный театр |