Не сумевшая познать счастья материнства, актриса всю жизнь собирала бирки из роддома, оставшиеся от детей подруг
Не сумевшая познать счастья материнства, актриса всю жизнь собирала бирки из роддома, оставшиеся от детей подруг
На церемонию прощания с Валерией ЗАКЛУННОЙ в Киеве, состоявшуюся в ее родном Театре русской драмы имени Леси Украинки, пришли сотни поклонников. А вот узнаваемые персоны проигнорировали похороны. А все из-за прямолинейного характера Валерии Гавриловны. Она не скрывала, что тоскует по Советскому Союзу, и очень переживала, что недавние события разделили Украину и Россию. А это, как известно, очень непопулярная нынче точка зрения у местных властей. Похоронили народную артистку рядом с главным мужчиной ее жизни - третьим мужем Александром МИРОНЕНКО. Увы, проводить близкую подругу не смогла актриса Московского театра им. Пушкина Нина ПОПОВА.
- С Лерой мы дружили в течение 45 лет, начиная с момента, когда обе стали студентками Школы-студии МХАТ, - начала рассказ Нина Попова. - Она всегда была закрытым человеком. Считала, что есть я, есть третья наша подруга Таня Назарова и больше ей никто не нужен.
В этом году, 15 августа, в день рождения Леры, я целый день тщетно пыталась до нее дозвониться и сильно на нее разозлилась. Но потом выяснилось, что она уже тяжело болела и находилась в клинике.
Лера не знала, что у нее рак. Может, и хорошо, что ей врачи ничего не сказали, это же ничего не изменило. Когда медики спохватились, было поздно.
Сижу сейчас и плачу. Пересмотрела наши старые фотографии, ролик в Интернете памяти Заклунной. И долгие годы нашей дружбы за 15 минут пролетели перед глазами.
И я, и Лера в годы учебы старались походить на Софью Станиславовну Пилявскую, нашего педагога. Подруга всегда была яркой и бойкой. Помню, едем в троллейбусе в гости к Тане Назаровой, а Заклунная без тени смущения на весь салон стихи Омара Хайяма читает. Мол, смотрите все, с вами рядом не обычная девушка, а Актриса! Я тогда дико хохотала, слушая, как она декламирует: «Когда замерзают руки, на них надевают перчатки. Когда замерзает тело, кутаешься в меха. Когда замерзает сердце, то никуда не спрячешься…»
Ее первым мужем стал известный сейчас мультипликатор Гарри Бардин. Их короткий студенческий брак рухнул после того, как стало понятно, что Гарри твердо решил работать в Москве, хотя был родом из Киева, а Лера, наоборот, мечтала вернуться в родные края, в украинскую столицу.
Бардин тогда казался красивым и невероятно талантливым парнем. Уж про Леру с ее длинными черными волосами и говорить нечего. Она в молодости не с пучком ходила, а «распущенная» и глаза всегда подкрашивала, хотя я, например, только спустя годы стала это делать.
А какие мы с Заклунной творческие муки испытывали на репетиции «Варваров», где я играла Анну, а она - Лидию! Долго ничего не получалось. Пилявская билась с нами как рыба об лед. Наблюдая за всем этим, ребята с постановочного факультета тайком предложили нам выпить по стакану коньяка. Дескать, чтобы роль игралась как по маслу. Мы отнекивались, а потом все же сделали по глотку. Вышли и вообще ничего не смогли выговорить, в горле как будто комок застрял. Парни тем времени остатки осушили за ширмой и смеются.
В общежитии мы тоже постоянно что-то репетировали. Рядом с театральной библиотекой была кулинария. Покупали там салат (килограмм за 40 копеек, больше денег-то ни на что не хватало) и шли в комнату Леры и Гарика, где все вместе молотили это угощение, а потом принимались за работу.
Возвращенные ценности
- Когда мы окончили Школу-студию, папа знаменитого Кирилла Лаврова - Юрий Сергеевич Лавров, замечательный режиссер, пригласил Заклунную на работу в Театр русской драмы имени Леси Украинки, дал хорошие роли, - продолжает Попова. - Спустя год я прилетела к подруге в Киев на премьеру спектакля «Оглянись во гневе».
Шла по бульвару Шевченко, стоял конец апреля, а кругом цвели каштаны и сирень. Тогда казалось, что счастливее меня на свете никого нет.
Лера жила в районе Липки. У нее были две комнаты в коммуналке и замечательные добрые соседи. Мама ее тоже часто нас навещала и подкармливала потрясающими варениками. Мы ели и бежали кататься по Днепру на лодочке.
Вскоре пришла весточка, что Заклунная во второй раз вышла замуж. Ее супругом стал Валерий Сивач, интересный мужчина и крепкий артист. Тоже не все гладко у них складывалось, хотя и прожили достаточно долго - лет 18.
Увы, Лера так и не смогла родить. Раньше ЭКО не делали, суррогатного материнства тоже не существовало. Да и медицина в плане гинекологии не на высшем уровне находилась. Всю молодость мы проходили в юбочках, капроновых чулках или колготках. Я и сама достаточно поздно, только в 34 года, родила. И то чудом!
Заклунная, к слову, собирала бирки младенцев, которые тем надевают на ручки в роддоме. У Леры хранился ремешок от моей дочки, и от сына Тани Назаровой (она тоже не быстро мамой стала), и даже от моей внучки.
Настоящее женское счастье подруга обрела с третьим мужем - Александром Мироненко. С ним она прожила 30 лет. Саша работал первым помощником секретаря ЦК Компартии Украины по идеологии.
Когда Советский Союз распался, Лере было очень больно. Она всегда свято верила в коммунистические идеи, стала депутатом Рады, много сделала для сельских музеев, для которых возвращала культурные ценности, которые кто-то когда-то стырил.
В последние годы она стала очень закрытой. Похоронила брата, которого тянула на себе несколько лет. Потом, два года назад, после долгой болезни крови ушел из жизни ее муж Саша. Я запомнила его умнейшим и образованным человеком, невероятно очаровательным.
Правда, когда впервые его увидела, чуть не обомлела: совсем не Ален Делон, достаточно полный мужчина. Но спустя небольшое время и я поддалась его обаянию. Очень переживала, когда он отчаянно боролся с раком. Лера его бесконечно любила и несколько лет назад взяла его фамилию, присоединив к своей. Стала Заклунной-Мироненко.
Давным-давно ходили слухи, что у Леры в студенческие годы был роман с Володей Высоцким. Они действительно дружили. Но и только. Высоцкий ходил в твидовом пиджаке с драными локтями, он часто бывал у нас в студии. Пытался вместе с сокурсниками сделать свой театр под руководством Гены Яловича. Репетировали они ночами, потому что в другое время Володя работал в Театре Пушкина, где играл Лешего в «Аленьком цветочке». Но потом его оттуда выгнали. Тогда он стал запираться у нас в радиорубке, где стоял огромный магнитофон, и исполнял нам свои песни. Причем делал это так, что с ума можно было сойти.
Позже Лера снималась с Володей в картине «Место встречи изменить нельзя». Ей досталась совсем не ее роль. И вообще эта лента, если честно, так себе. Зато какие там потрясающие актерские работы! Сейчас пересматриваю ее сцены и не могу поверить, что мы потеряли такую красавицу и умницу с огромными выразительными глазами. Земля ей пухом!