А тот просит казаков больше не плескаться мочой в произведения искусства
А тот просит казаков больше не плескаться мочой в произведения искусства
Художественный руководитель московского театра «Сатирикон» Константин РАЙКИН выступил с пламенной речью на заседании Союза театральных деятелей России. Режиссер заклеймил государственную цензуру и вспомнил при этом времена застоя и сталинские репрессии. В ответ его тут же заклеймил мотоциклист Александр Хирург ЗАЛДОСТАНОВ, разоблачив как глашатая мировой закулисы.
Сыр-бор, как и положено в ведомстве, отвечающем за высокую духовность населения, начался с денег. «Сатирикону» на дали дополнительно 35 миллионов рублей государственного финансирования к тем 240 миллионам, которые он уже получил.
После этого Константин Райкин разразился на съезде программной речью о возвращении цензуры и «наездах» на искусство различных гражданских активистов сомнительного происхождения.
- Меня очень тревожат вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым власть как-то очень странно нейтральна. Я вижу, как явно чешутся руки у кого-то все изменить и вернуть обратно. Причем вернуть нас обратно не просто во времена застоя, а в сталинские времена, - поделился Константин Аркадьевич с коллегами своими опасениями. - Мы все родом из Советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда опять, в эту мерзкую книжку. А меня заставляют читать эту книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине и народе, патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Запретили оперу «Иисус Христос - суперзвезда». Господи! Когда мочой обливают фотографии - это что, борьба за нравственность, что ли? Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. И церковь наша, несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не Богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени и наблюдаем…
При всей горячности Райкин, в общем-то, все сказал правильно. Никакой веры этим ряженым нет. Лоснящиеся духовной благодатью физиономии высоконравственных казаков и лжеофицеров говорят сами за себя. Если им что и любо, так это под «Как упоительны в России вечера» жахнуть стакан водяры. Да и моча - оружие не возмущенного пролетариата, а душевнобольных.
- Умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в это зеркало ошибки, просчеты и пороки этой власти. Вот умная власть за это ему платит, - продолжил Райкин.
На этом моменте как раз стоит вспомнить, почему «Сатирикону» не дали денег. Недовольство Министерства культуры вызвала его постановка «Все оттенки голубого» с совершенно, кстати, невинным рассказом о противоречивом существовании гомосексуалистов. Спектакль не пропагандирует, а именно отбивает охоту у желающих вступить на путь греха.
- Мне кажется, сейчас очень трудные времена, очень опасные, очень страшные… Очень это похоже… Не буду говорить на что. Но сами понимаете, - закончил Райкин свою речь.
Всем, конечно, сразу стало понятно, что эти времена наступят сразу, как только театру урежут финансирование.
Свои деньги ближе к телу
Ох, как понятно нам возмущение Константина Аркадьевича! И ведь нам в жизни из бюджета и копейки никогда не давали. Приходится самим вертеться, искать интересные читателю темы. В надежде на интервью часами простаивать перед гримерками таких, как он. А та же цензура? Нам и самим не нравится, что в газете, например, стало нельзя напечатать фотографию артиста без его разрешения. С тех пор многие коллеги Райкина по цеху взяли манеру бегать по судам вместо репетиций - требовать компенсации своим «оскорбленным чувствам». Так возмущены появлением своей фотографии в газете, что нормально играть не могут. Только и думают, как приехать в редакцию и мочой в фотографа плеснуть. За вмешательство в частную жизнь.
Есть и еще один нюанс, который «Райкин немного не догоняет», как выразился политолог Андрей Ашкеров. Странно слышать упреки в сталинских методах в адрес нынешнего руководства Министерства культуры от сына главного «придворного шута» эпохи Сталина. Ведь «Сатирикон» - это не что иное, как наследство, доставшееся ему именно от Иосифа Виссарионовича. Что говорить, щедрый был человек. А не догоняет Райкин, что подарок, не насмешив, не получишь.
Вот президент мотоклуба «Ночные волки» Александр Хирург Залдостанов прекрасно разобрался в ситуации.
- Дьявол всегда соблазняет свободой! - заявил он. - А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю все, чтобы защитить нас от американской демократии. Несмотря на все репрессии, которые они распространяют по всему миру.
По мнению байкера, сегодня Россия является «единственной страной, у кого действительно есть свобода». «Райкины в Америке не существовали бы, а у нас существуют», - уверен Хирург.
Конечно, Хирургу хотелось бы, чтобы Райкин не существовал. И знаете почему? Они конкуренты. Они оба борются за любовь Родины, которая выражается в деньгах, то есть грантах. И предлагают, по сути, одно и то же - только по-разному. Но фокус в том, что свои предложения они суют в одно окошечко.
Может быть, кому-то неизвестно, но только за 2013-2014 годы «Ночные волки» получили от государства 56 миллионов рублей. Назначение грантов впечатляет. Про это, кстати, можно было бы поставить отличный спектакль в «Сатириконе». Например, в 2014 году байкеры получили семь миллионов на проект по «выявлению места мотоциклистов в духовной жизни общества России». Еще девять миллионов - на туристический автомотопробег с целью осуществления «народной дипломатии». И тому подобные нужные стране дела.
Отдельный грант от Национального благотворительного фонда «Волки» получают на проведение детских новогодних елок. И вот тут-то Хирург с Райкиным становятся полными единомышленниками, потому что, как и «Сатирикон», он продает на свои поставленные за счет благотворительного фонда представления билеты: 2000 рублей на ребенка и 1500 рублей на взрослого.
Примерный доход от каждой елки - 14 миллионов рублей. У «Сатирикона» с билетов набегает 130 миллионов, но за год. В обоих случаях, казалось бы, огромные деньги. Тем более за ту туфту, что там показывают. Но нет. Творческим руководителям хочется получать и грант из бюджета, и кассовые сборы.
Таким образом, получается, что и залдостановские мотоелки, и райкинские спектакли о жизни голубых в конечном счете дважды оплачены из нашего кармана. Из тех денег, которых старикам не хватает, чтобы купить лекарства и хотя бы раз в месяц досыта поесть. За это они оба просто обязаны учитывать пожелание народа - настоящего спонсора их проектов. А люди хотят старой доброй классики, которую почему-то перестали ставить. Поэтому не замахнуться ли им, что ли, на Вильяма нашего Шекспира? Померяться, так сказать, творческими достоинствами, а не административными рычагами.