14 июля мир чествует Ингмара Бергмана, шведа по происхождению, покорившего своими фильмами не одно поколение зрителей
Ингмару Бергману исполняется сто лет. Но понятием «век» его значение в искусстве отнюдь не исчерпывается, обычно говорят об эпохе Бергмана, которая еще долго не закончится, как бы ни хотели этого некоторые новомодные корифеи.
Театр теней
Бергман родился 14 июля 1918 года. Его малая родина – шведский город Уппсала. Отец будущего режиссера был пастором. Он очень строго воспитывал своих детей, даже порол их. Ингмар Бергман не раз говорил, что разговоры о грехе и раскаянии, наказании и милосердии, которые он постоянно слышал в детстве, сильно повлияли и на него самого, и на его творчество.
Но не только страхи окружали маленького Ингмара. Однажды его брату Дагу подарили «волшебный фонарь» - примитивный проектор. Дага же больше интересовали оловянные солдатики Ингмара. Братья ударили по рукам, и будущий гений мирового кино приступил к первым опытам.
Его тетка владела театром теней, весьма популярным развлечением в те годы. Однажды 12-летнему Ингмару разрешили весь день простоять за сценой, и с тех пор мальчик заболел театром. Он обустроил дома собственный театр – кукольный, где постоянно экспериментировал с декорациями и освещением.
Бергман вообще считал себя человеком кулис: на его счету больше 170 театральных постановок. Но известность ему принесли в первую очередь фильмы, многие из которых были написаны по его сценариям.
В честь векового юбилея великого режиссера, сценариста, писателя EG.RU вспоминает некоторые выдающиеся киноработы мастера.
Летняя интерлюдия («Летняя игра»), 1951 год
Про этот фильм Бергман говорил, что это первое кино снятое в его собственном стиле, когда он перестал подпадать под чье бы то ни было влияние. Критики считают, что «Летняя интерлюдия», которая часто переводится еще и как «Летняя игра» резко отличается от ранних, намеренно усложненных фильмов режиссера.
Сюжет рассказывает о шведской балерине Мари, которая находит в гримерке дневник своего бывшего возлюбленного. В репетициях над балетным спектаклем, где участвует артистка, возникает длительный перерыв, и Мари сознательно отправляется в места, где проходила ее юность, навстречу воспоминаниям, откуда возвращается другим человеком. Воспоминания станут одной из важнейших составляющих фильмов Бергмана, очень часто его герои проживают на экране один день и одновременно десятилетия.
Земляничная поляна, 1957 год
События этого фильма укладываются именно в один день, а перед зрителем проходит вся жизнь старого ученого, который отправляется в поездку с собственной невесткой. В фильме сыграла одна из любимейших актрис Бергмана Биби Андерссон, которую он занял в 11 фильмах. «Земляничная поляна» была удостоена «Золотого медведя» Берлинского фестиваля, «Золотого глобуса» и многих других наград.
Причастие, 1962 год
И здесь один день героя – священника, потерявшего любимую жену, а вместе с ней и веру в Бога, наполнен для зрителей событиями разных лет. В фильме сыграл известный актер Макс фон Сюдов.
Эту ленту, не получившую наград и не очень-то признанную зрителями, выделял знаменитый Андрей Тарковский. В свою очередь, одним из любимых фильмов Бергмана был «Андрей Рублев» советского режиссера. Любопытно, что свой последний фильм, «Жертвоприношение», Тарковский снимал в Швеции.
Персона, 1966 год
Этот фильм, а также «Шепоты и крики», Бергман считал самыми важными среди своих работ. Фильм рассказывает о необычных отношениях театральной актрисы и сиделки, которых сыграли соответственно Лив Ульман и Биби Андерссон. Роль сиделки стала одной из лучших для Андерссон и принесла ей не одну высокую награду.
Для Лив Ульман это были первые съемки у Бергмана. В процессе работы начался роман актрисы и режиссера, который так и не закончился браком, несмотря на рождение дочери.
Сцены из супружеской жизни, 1973 год
Что такое супружеская жизнь, Бергман знал отлично: он сочетался браком пять раз и имел множество романов. Интересно, что в этой ленте нет музыкального сопровождения, видимо, режиссер считал, что семейная жизнь лишена музыки.
Однако своим героям, солидным, но абсолютно несчастливым профессору и адвокатессе, Бергман все-таки оставил надежду на счастье после 20 лет угасающего брака. И самым последним фильмом Бергмана в 2003 году стала «Сарабанда», продолжение «Сцен…».
В фильме снова снимались Биби Андерссон и Лив Ульман. На этот раз большинство наград досталось Лив, а фильм был удостоен «Золотого глобуса».
Осенняя соната, 1978 год
Один из самых известных и блистательных фильмов Бергмана, по его же сценарию, рассказывающий о трагических отношениях старой матери и взрослой дочери.
Первая работа у своего однофамильца великой шведско-американской актрисы Ингрид Бергман, которая в то время уже сражалась со смертельным заболеванием. Бергман получила за эту роль множество наград, но номинация на «Оскар»-1979 так и осталась для актрисы номинацией.
Фанни и Александр, 1982 год
Фильм о жизни брата и сестры Экдаль получил четыре «Оскара», но как режиссер фильма, Бергман был обойден золотой статуэткой. Он «утешился» премией «Сезар», премий Венецианского кинофестиваля, а дождем множеством других наград. Каждый фестиваль выделял разные грани фильма, неоднократно отмечалась операторская работа.
«Фанни и Александр» является одной из самых масштабных работ в творчестве Бергмана. На нее ушло полгода и 6 млн долларов.
После этой работы 64-летний режиссер решил, что больше не будет работать в большом кино.
Бергман прожил 89 лет и еще две недели. Он оставил после себя девятерых детей, большинство из которых выбрали творческие профессии. Но самое главное, что он дал миру, - это свои фильмы, среди которых каждый, независимо от возраста, места жительства и жизненного опыта, найдет ответы на мучающие вопросы.