55-летие творческой деятельности отмечает в нынешнем году народный артист России и премьер Малого театра Валерий Бабятинский
Его герои запомнились не только на сцене, но и на экране. Широкая публика полюбила Бабятинского, например, по главной роли в фильме-спектакле «Портрет Дориана Грея», или по образу лейтенанта Огаркова из картины «Двое в степи», или, наконец, по экранизации пушкинского «Выстрела», где Валерий Константинович изобразил прапорщика.
- Когда учился в пятом классе, за четверки мне попадало, - начал рассказ Валерий Константинович. - «Значит, ты лодырь, что-то не доделал, не доучил», - качали головой родители и обещали, что если окончу год на отлично, подарят велосипед.
Я тогда был влюблен в девочку по имени Оля, ее образ несу через всю жизнь. Так вот у нее и еще одного мальчика был велосипед, а я страдал, что у меня не было.
В послевоенное время мы жили скромно, даже несмотря на то, что мой папа Константин Петрович Бабятинский был военным высокого чина. Однажды он все же смог подарить маме одну из первых моделей стиральных машин, и все соседи сбежались посмотреть на это чудо техники.
И вот наступил конец мая. Я принес домой дневник с пятерками и вскоре получил долгожданный велосипед. А через какое-то время заметил, что нашей «стиралки» нет. Спросил родителей, где она, а те лишь промолчали. Я быстро понял, что им пришлось ее продать, чтобы выполнить обещание и купить мне двухколесного коня. Я это запомнил на всю жизнь: вот что значит держать слово. Думаю, отчасти это и мой характер сформировало.
Полыхающая река
- Моя мама, Клавдия Прокофьевна, единственная из многодетной семьи выбилась в люди. Встретились они с папой в Харькове. Там мама и вышла замуж за молодого лейтенанта-танкиста. А когда началась Великая Отечественная, пошла вслед за ним на фронт санитаркой.
Я - дитя войны. Родился 15 июля 1942 года в Камышине Сталинградской области, куда из Харькова перевели танковое училище, где отец преподавал. За день до моего появления на свет в городе было объявлено военное положение - некогда глубокий тыл обернулся фронтом. Рожала мама под непрерывными бомбежками фашистской авиации и под канонаду зенитных пулеметов, отбивавших налеты прямо с крыши роддома. Начиналась легендарная Сталинградская битва.
Очередной выпуск молодых командиров танкового училища и всех преподавателей срочно передислоцировали, старшим по команде был мой отец. Поскольку нас с мамой из роддома еще не выписали, отец вместе с ординарцем решил нас похитить, понимая, что в противном случае больше никогда не увидит ни жену, ни сына.
Мама бежала в шинели отца, а меня завернули в другую шинель. Нас погрузили на баржу, где уже стояли танки и машины. Мы плыли по Волге, полыхавшей из-за взорванных хранилищ с горючим. Папа стоял с пистолетом, готовый, если начнем тонуть в горящем аду реки, застрелить сначала меня, потом маму и себя. К счастью, все завершилось благополучно.
Впоследствии нас эвакуировали в Татарстан, названия места я не помню. Там пришлось пережить и болезнь мамы, и полуголодное существование. А после войны нашу семью отправили по месту службы отца в Молдавию: в Бендеры, затем в Тирасполь, где в 1949 году я пошел в первый класс. Затем Криуляны, Кишинев и, наконец, Дубоссары, где окончил школу и сразу уехал в Москву поступать в театральное. Причем по блату.
«Хоть ведро пейте»
- Дело в том, что директор русского театра в Кишиневе был папиным сослуживцем. И отец его попросил, чтобы на меня посмотрел приехавший в Молдавию Борис Захава, ректор Щукинского училища. Когда мы пришли на импровизированное прослушивание, они обедали. Но Борис Евгеньевич отвлекся от еды и стал давать мне разные задания. Велел: «Радостно скажи, что тебя приняли в училище! Потом, грустно, что ты провалился». Все этюды я сделал, почитал стихи. Он написал записку и сказал, чтобы определенного числа меня пропустили на первый тур.
Но московские педагоги меня сразу завернули. Мол, еще слишком юн, и посоветовали прийти позже. Когда мы грустные спускались с мамой по лестнице, навстречу шел Борис Захава. Сказали ему, что провалились. Он не поверил: «Как такое может быть?» И тут же пришел на помощь. Меня взяли на следующие туры, которые я уже прошел легко. Школу-то окончил с золотой медалью.
А на третьем курсе меня пригласили на роль Чацкого в Малый театр, и с тех пор я служу в этой замечательной труппе. У меня сложилась неплохая карьера. Значит, не совсем бездарен.
Артист - это 70 процентов удачи, 25 процентов работоспособности и только пять - таланта. Вне зависимости от масштаба человека и его мастерства карьера у всех по-разному складывается.
Малый театр всегда называли кладбищем талантов: очень одаренные люди здесь ничего не достигли. Мне повезло, я не остался в последних рядах. И другим помогал не сгинуть. Вот взять, к примеру, Ирину Печерникову. Она непростой человек, я бы даже сказал, сложный. Когда пришла в Малый театр, мы играли в спектакле «Красавец мужчина». На один из показов Ира явилась, как бы это выразиться, не в форме. Коллеги зашептались, что она выпивает. У меня в этом плане жесткий характер. Я ей сразу сказал: «У меня сейчас в жизни театр на первом месте». (Я тогда развелся с первой женой, семьи не было.) И добавил: «Ира, хочу вас предупредить, если это еще раз произойдет, я уйду со сцены во время спектакля, и меня никто не остановит».
К ее чести, больше ничего похожего в те дни, когда мы с ней играли спектакль, она себе не позволяла. Потом взял ее на гастроли в Чехословакию. Я был руководителем группы и предупредил: «Вас не пропускало партийное бюро. Но я взял вас под свою ответственность. У меня просьба: ни-ни. Если это случится, я остановлю поездку, мы вылетим в Москву и дальше будем разбираться в Министерстве культуры». И она, молодец, провела поездку безупречно.
Но случай с Печерниковой не единственный. В Малом театре работал народный артист, не хочу называть его фамилию, которого перевели в костюмеры. А все из-за того, что стоило ему немного выпить, и на сцене он языком еле ворочал. Я тогда еще молодым был, собрал коллектив и перед всеми сказал ему: «Мне важно, чтобы не зритель, а я, ваш партнер, не заметил, что вы выпили, а так хоть ведро пейте».
Раковая опухоль культуры
- Скоро мне 76, а 70-летний юбилей я очень громко отметил на родной сцене, аж с двумя оркестрами - ансамблем Александрова и Министерства внутренних дел. У меня пели Малинин и Гвердцители. С Тамарой познакомился перед одним из прошлых юбилеев. Тогда еще была жива моя мама. И я попросил прийти и спеть для нее. С тех пор мы подружились. Я был уверен, что Гвердцители давно народная артистка, а оказалось - нет. Посылали документы на звание в Министерство культуры, а там все никак не решали вопрос положительно. И я решил все исправить, сделал письмо от творческого совета, в который входил. А потом пригласил певицу на спектакль «Бешеные деньги».
Тамара с букетом пришла и после показа осталась на застолье. Там находился и начальник наградного отдела президента. Он-то и принес документ о присвоении Гвердцители звания народной артистки России. Я ей сказал: «В Грузии ведь не принято, чтобы женщина мужчине цветы дарила. Я настолько смущен от вашего букета, что решил вам ответить». Протягиваю завернутую в бумагу рамку c указом президента. Видели бы вы ее глаза в этот момент. Она сразу маме своей позвонила.
Собирался и Аллу Пугачеву пригласить на свой юбилей. Звонил ей, она мне морочила голову, а потом сказала, что не может прийти. Остался неприятный осадок. Но у меня к ней не только человеческий, но и творческий счет имеется. Зря она раньше кичилась своим богатством. Духовность, нравственность в советской культуре были не пустым словом. А у Аллы Борисовны во главе угла стояли ужимки, гримасы… Она очень одаренный человек, но несла в массы вульгарность. Некрасиво поступила не только со мной, но и с Эдитой Пьехой.
Эдита Станиславовна очень нравственная, достойная. У нас с Пьехой есть общий друг - Слава Зайцев. И однажды в дико жаркий день она приехала на примерку к Зайцеву из Питера в Москву. Тот тогда после развода жил у меня на квартире. «Слава скоро будет, хотите с дороги душ принять?» - спросил я с порога. «С удовольствием», - сказала Эдита. В ней не было никакого жеманства, гримасничества. Мы здорово тогда пообщались под кофе. Она меня научила, как разговаривать с навязчивыми поклонницами, а то я уже начал милицию вызывать. Этому ее Зыкина научила. Та одну фанатку в магазин посылала, другая с собакой гуляла, третья еще что-то. «Хороший совет», - подумал я.
Так вот однажды Эдита хотела прийти на концерт к Пугачевой, а та отказала ей в приглашении. Но Пьеха купила билет, взяла букет цветов и с ним вышла на сцену. На это Пугачева сказала: «Спасибо, вечная вы наша!» Ну что это такое?! Эдита, конечно, промолчала и вежливо ушла. В общем, считаю, что Пугачева - раковая опухоль и метастазы нашей культуры. Свиридов, Шостакович, Шнитке - вот настоящая музыкальная культура!
Тайный аборт
- Моя вторая, нынешняя жена Елена МАДИ окончила, а сейчас салоном красоты занимается. Она отлично выглядит, всегда в форме. Большая труженица, очень мне на даче помогает: сажает, грядки полет - не из белоручек, словом.
Мы в метро познакомились, когда мне уже под 40 было. После первого развода с Еленой, дочерью русского генерала и художницы-грузинки, меня часто сватали к разным женщинам. Но ни одна из них не понравилась настолько, чтобы снова жениться. Может, сказывался груз неудачного брака. Когда я в первый раз собрался в загс, мне 28 было, а избраннице меньше 18. Я поначалу и не знал об этом, она старше выглядела. А когда пришли заявление подавать, нас осекли: «Ждите еще три месяца». В общем, когда спустя этот срок нас расписали, я был вполне состоявшимся молодым человеком, а Лена еще ребенком.
Быстро начались трения, и я попросил развода. Сказал: «Бери все, что хочешь, даже обои». Детей с Леной не завели - она однажды аборт сделала, не спросив у меня. Меня это возмутило, мы ведь все же семья! Но расстались без скандалов. А потом я похоронил отца, еду после его сороковин в метро и увидел там глаза Ольги. Сразу понял: все, пропал!
Мою первую любовь, как уже говорил, так же звали. Только та была блондинка, а последняя моя любовь шатенка. Мне неудобно было просто подойти и сказать: «Давайте познакомимся». А вдруг какие-то зрители меня бы узнали и не бог весть что подумали. «Вот, - думаю, - сейчас она выйдет, пойду за ней». Мол, если это судьба, значит, на «Павелецкой» выскочит. И точно! Вышла, поднимается по эскалатору, идет на переход. Там-то я ее за руку схватил и говорю: «У меня к вам один вопрос: вы замужем?» Она ответила: «Нет, а в чем дело?»
Я ей оставил свой телефон, но постеснялся попросить ее номер. Спустя время раздался звонок. У меня тогда дома лежал определитель номера, только не подключенный к аппарату. Я попросил перезвонить через несколько минут, срочно определитель поставил, и номер Оли оказался у меня в кармане.
Мы стали встречаться, и уже около 40 лет вместе. У нас очень красивые дети. Я максимум сделал, чтобы они не пошли по моим стопам. Ведь для артиста страшно, когда нет ролей. К тому же я мог не обращать внимания на зависть, злобу. А смогли бы они?
Дочка Анастасия Академию управления окончила. Ей 34 года, замужем, внучку Варвару недавно мне родила. А сын Константин юрист, ему 28 лет. Тоже семья имеется и дочка Ярославна, ей два годика. Дедом Валерой называет.