Первый муж Людмилы Ивановой: «Для меня она все равно жива!»

Мало кто знал, что знаменитая Шурочка была замужем за Леонидом Эрманом, более 40 лет занимавшим пост директора театра «Современник»

Мало кто знал, что знаменитая Шурочка была замужем за Леонидом Эрманом, более 40 лет занимавшим пост директора театра «Современник».

Людмила ИВАНОВА, та самая Шурочка из «Служебного романа», прослужила в легендарном театре «Современник» почти 60 лет. Здесь на минувшей неделе народную артистку и провожали в последний путь. У гроба Людмилы Ивановны, скончавшейся на 84-м году от обострения сахарного диабета, в скорби склонили головы близкие, родные и коллеги. Пришел на церемонию прощания и первый, не известный широкой публике, муж актрисы.

Этот пожилой, но энергичный для своих лет человек в очках сразу привлек мое внимание. Он первым, еще раньше родственников, появился на Другой сцене «Современника» (там проходило прощание) и принялся тихонько хлопотать, решая мелкие, но нужные вопросы.

Знающие люди рассказали, что это Леонид Иосифович Эрман - личность без преувеличения историческая. Вместе с Олегом Ефремовым он стоял у истоков «Современника» и на протяжении более чем 40 лет занимал пост директора театра.

А самое главное, что «крепкого хозяйственника» Эрмана и обаятельную актрису Людмилу Иванову в свое время связывали брачные отношения!

Впрочем, этот факт они оба почему-то не афишировали.

Сергей ГАРМАШ с супругой Инной ТИМОФЕЕВОЙ много лет работали бок о бок с ИВАНОВОЙ

 

С любовью на всю жизнь

В своей книге «Мой «Современник» Людмила Ивановна посвятила Леониду небольшую главу, но ни разу даже не обмолвилась, что когда-то была его женой.

- Для него в жизни нет ничего, кроме театра: это его дом, его семья, его профессия, - писала «Шурочка». - Он работал в «Современнике» с 1957 года, был заведующим постановочной частью, а затем финансовым директором. В 1976 году ушел за Ефремовым во МХАТ, а в 1989 году снова вернулся к нам - уже директором театра... Он ветеран войны, ушел на фронт в девятнадцать лет. Леонид Иосифович всегда в курсе театральной жизни Москвы, образованный, абсолютно честный, преданный делу, чрезвычайно обаятельный человек. К его мнению прислушиваются все режиссеры и художники. Ефремов его бесконечно уважал - об этом говорит и надпись на портрете, который Олег Николаевич ему подарил: «Дорогому другу Леониду Иосифовичу с любовью на всю жизнь!»

В своё время Наина ЕЛЬЦИНА устраивала «Шурочку» на лечение в Кремлёвскую больницу

Разумеется, мечтая узнать побольше о его отношениях с Милой (как все нежно называли Иванову), вечером после похорон я позвонила Эрману.

- Мы были знакомы больше 60 лет, и это не пустой звук. Для меня она жива до сих пор, - горько вздохнул Леонид Иосифович. - Конечно, когда в последние годы Мила болела, да и я был не очень-то здоров (сами понимаете, время ко всем безжалостно), мы в основном поддерживали связь по телефону.

На этих словах мой собеседник замолк, как будто вспомнил о чем-то очень личном, а потом добавил:

- А вообще любой возраст прекрасен, жить всегда хочется! И, знаете, Мила очень любила жить!

У гроба бывшей супруги Леонид ЭРМАН еле сдерживал чувства

- Как вы познакомились?

- Учились вместе в Школе-студии МХАТ. Она - на актерском факультете, я - на постановочном. Она в 1955-м диплом получила, а я - год спустя. Дальше Милу пригласили в Театр Наталии Сац, потом и я попал туда же вслед за женой.

- Получается, вы в студенческие годы зарегистрировали брак.

- Ну да, расписались и сыграли скромную свадьбу. Тогда и невозможно было по-другому строить отношения. Я жил вместе с Милой и ее замечательной мамой, с которой мы тоже всегда оставались друзьями. Мама восхищалась, что у нас преподавал Олег Ефремов. А потом нас обоих тот в «Современник» пригласил.

Ольга ДРОЗДОВА

- Как известно, уже в начале 60-х Людмила Ивановна вышла замуж за ученого-физика и барда Валерия Миляева.

- Так получилось. Наш брак с Милой оказался очень коротким. А Валера, конечно, стал главным мужчиной ее жизни и отцом ее двоих сыновей. У старшего - Ивана я был педагогом в Школе-студии, где тот учился на театрального художника. Талантливый парень. Я никогда не общался с его отцом, только с мамой - Милой, она очень яркая и женщина, и актриса. Обожаю все ее и киношные, и театральные работы. Вот сейчас ее уже нет, а мы все равно будем где-то рядом, продолжим общаться. То, что она ушла, это не значит, что мы прервали нашу дружескую связь. Память о ней навсегда в моем сердце.

Леонида Иосифовича стали душить слезы. И, возможно, из-за этого он не стал мне говорить (вскоре я узнала сама), что он настолько ошеломлен смертью первой жены, что отменил торжество по случаю своего 90-летия. Праздник был заранее запланирован на 12 октября. Но вышло так, что днем раньше похоронили милую его сердцу Милу. Какой уж тут теперь пир...

Галина ВОЛЧЕК немало сделала для Милы

 

Почти что семья

- Я хорошо знаю маминого первого мужа Леонида Эрмана, - подтвердил старший сын Людмилы Ивановой Иван. - Он всегда маме помогал, постоянно поддерживал. Вот и накануне ее похорон мне несколько раз звонил, спрашивал, что нужно. Когда в 2012 году умер мой папа, Леонид Иосифович тоже сразу же позвонил. Долго разговаривал с мамой, утешал, предлагал помощь. При жизни папа особо не ревновал маму к Эрману. Он знал, что они добрые друзья. Главное, что Эрман - потрясающий человек, учитель, настоящая личность. Он считал мою маму очень большой актрисой, да и мне не раз это говорил. Мы были почти что его семьей.

Как известно, в последнее время судьба оказалась несправедлива к Людмиле Ивановой. В 2010 году, на Пасху, умер ее младший сын Александр. Говорили, причиной этому стало то, что 39-летний мужчина неправильно вышел из строгого поста: после долгого воздержания плотно поел, выпил алкоголь, а до этого на ногах перенес тяжелый грипп. Вот сердце и не выдержало.

Марина НЕЕЛОВА не верила, что её подруги больше нет

Спустя полтора года ушел из жизни муж Людмилы Ивановны. Это стало новым ударом для актрисы. Впрочем, несмотря на то что она уже давно не ходила, а передвигалась на инвалидной коляске («Шурочка» перенесла несколько тяжелых операций из-за проблем с суставами), она нашла силы вернуться к зрителям. Помимо прочей творческой деятельности, она руководила созданным ею детским театром «Экспромт», где работает и старший сын Иван.

- Последние несколько дней мама лежала в реанимации, - рассказал он. - Ее мучили невыносимые боли. Из-за этого ей кололи сильное обезболивающее. В общем, перед смертью она пребывала в полусознательном состоянии. Хотя еще за неделю до этого мы вместе были у нас в театре «Экспромт» на спектакле «Али-Баба и 40 разбойников», которым открыли сезон. Полный зал зрителей, аншлаг. Люди и артистам, и, конечно, моей мамочке аплодировали. На следующий день она со студентами встречалась. Так что, можно сказать, работала до последнего. Жаль, она не увидит премьеру нового спектакля в «Экспромте», но мы будем делать памятные вечера о ней. Может быть, даже откроем «Фонд Людмилы Ивановой». А еще наши артисты выступили с предложением, чтобы один из пассажирских кораблей, которые плавают по Волге, назвали ее именем. А мы могли бы туда приезжать с концертами.