За 70 лет жизни он выпустил всего шесть полнометражных художественных фильмов, и этого оказалось достаточно, чтобы войти в историю мирового кино
Все его фильмы шли к зрителю с трудом, пылясь на полках, несмотря на то, что именно в них заблистали Евгений Евстигнеев, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко. А потом судьба нанесла ему самый страшный удар, отняв знаменитую, талантливую и красивую жену – режиссера Ларису Шепитько.
Читайте также: «Со мною вот что происходит»: о чем не любит рассказывать Андрей Мягков
Знакомство с Ларисой Шепитько
Элем родился 9 июля 1933 года в Сталинграде. Все детство он был уверен: его назвали в честь Энгельса, Ленина и Маркса, а потом выяснилось, что мать выбрала ему имя из романа Джека Лондона. Перед самой войной у Элема появился брат Герман.
Детей эвакуировали из Сталинграда, и всю жизнь Элем помнил, как горела Волга и город вдоль берега. Став режиссером, он постоянно думал, что обязан снять фильм о войне.
Но до этого было далеко, Климов вообще сначала окончил МАИ, а потом подал документы во ВГИК на режиссерский. Герман же стал сценаристом. Во ВГИКе в это время была очень популярна Лариса Шепитько. Мало того, что девушка училась на режиссерском, это было очень необычно, она еще и отличалась яркой красотой, ее приглашали в кино как артистку. Однажды в очереди за стипендией Элем промямлил красотке несколько комплиментов и был тут же «срезан» ее насмешливыми словами.
Лариса оценила Элема намного позже, когда, тяжело страдая от желтухи, снимала в азиатской степи фильм «Зной». На помощь ей пришел верный Элем. И только когда ее фильм приняли, а Элем дал невесте слово никогда на нее «не давить», молодые люди поженились.
Почему фильмы Климова клали на полку
Отец братьев Климовых со временем стал следователем по особо важным делам в Комитете партийного контроля. После наступления «оттепели» он занимался реабилитацией бывших «врагов народа», практически один переработал 70 томов дел о невинно пострадавших людях. Домой приходил без сил и даже не мог ничего рассказать. Но братья, видимо, тогда уже поняли, в каком страхе и в какой лжи наша страна жила десятилетиями.
Первым фильмом выпускника ВГИКа Климова был «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Когда фильм принимала комиссия, стояла гробовая тишина и только периодически раздавалось что-то вроде хрюканья. После окончания один из комиссии подошел к творческой группе и, пряча лицо в ладони, будто собираясь прикурить, прошептал: «Потрясающая картина, я оборжался!».
История о мальчике, выгнанном из пионерского лагеря начальником товарищем Дыниным (Евгенией Евстигнеев), вызвала жуткие подозрения. По мнению цензоров, лагерь, где дети обязаны ходить строем, купаться по свистку и изображать на концертах ее величество Кукурузу, это, конечно, СССР с его порядками. Фильм положили на полку. Спас его…сам Хрущев. Он посмотрел кино у себя на даче и долго смеялся. Через пять дней после премьеры фильма Хрущева сняли.
Потом Климов приступил к «Похождениям зубного врача», где главную роль отдал молодому Андрею Мягкову и где впервые запела с экрана Алиса Фрейндлих. И на этот раз комедию обвинили в том, что она «порочит советскую действительность».
Следующий фильм «Спорт, спорт, спорт…» братья делали вместе. Там Климов применил новаторский для того времени способ соединения игрового кино и хроникальных кадров. Несмотря на то, что фильм получил ряд призов на фестивалях, у нас решили, что такое кино советскому зрителю непонятно, и до сих пор этот фильм практически неизвестен широкому зрителю.
После этого Климов замолчал на целых десять лет. А потом выпустил фильм, делать который ему хотелось меньше всего в жизни.
Предсказание Ванги
У Ларисы тоже все фильмы снимались и проходили с огромным трудом, она была такой же неуступчивой. Зато теперь все ее работы находятся в золотом фонде советского кино.
Семья часто была в долгах, но у них собирались гости. Говорят, что Лариса любила общество, а Элему было достаточно ее одной. Но он же дал слово не давить и принимал все ее решения. Родить ребенка Лариса собралась только в 35 лет, а ее мужу было уже сорок.
Шепитько очень верила во все потустороннее, ездила даже в Болгарию к знаменитой Ванге, и та будто бы предсказала ей раннюю смерть. Лариса все время думала: если она все-таки родит и умрет, ее ребенок будет судить о матери только по картинам. И впоследствии стала еще более бескомпромиссной в работе.
Родился Антон, и Лариса через короткое время приступила к съемкам своего самого известного фильма – «Восхождение», после которого прославились Владимир Гостюхин и Борис Плотников, зато Ларису обвиняли в том, что она вместо военной драмы сняла религиозную притчу. Когда фильм все же был принят и началось его триумфальное шествие по фестивалям, Элему Климову чинили всяческие препоны с фильмом «Агония» про Распутина и императорскую семью. Забегая вперед скажем, что снятый в 1974 году фильм вышел на экраны только через 11 лет.
Триумф жены и ситуация с «Агонией» тяжело повлияли на Климова. Он покрылся экземой, ходил с палочкой. И когда Лариса была на одном из фестивалей, решил уйти из дома. Вернулся только через месяц. И хотя Лариса сначала подумала, что муж ушел к другой, она не сказала ему ни слова упрека.
Катастрофа во сне и наяву
Ночью 2 июля 1979 года, за неделю до своего дня рождения, Элем проснулся от кошмара. Лариса была на съемках фильма «Прощание с Матерой». Режиссер долго не мог уснуть, курил, а потом узнал, что рано утром разбилась «Волга», в которой на выбор натуры ехали Лариса Шепитько и четверо членов группы. Погибли все. Его жене был 41 год.
Климов нашел в себе силы и доснял ее фильм, который получил символическое название «Прощание». А в 1980 году выпустил документальный фильм «Лариса».
Последним фильмом Климова стал «Иди и смотри» о юном партизане Флере в исполнении 15-летнего Алексея Кравченко. Этот фильм рассказывал о войне так жестко, что его не могли досмотреть многие взрослые зрители.
Затем начались бури перестройки, и состоялся знаменитый V съезд Союза кинематографистов. Тогда лишились своих должностей все мэтры советского кино. А на пост Первого секретаря правления был избран Элем Климов, который ничем никогда не замарал себя в глазах коллег.
Элем Германович, вместо того чтобы воспользоваться всеми благами и снимать «Мастера и Маргариту», о чем мечтал всю жизнь, отказался от госдачи, не запускался с новыми фильмами, зато снял с полок десятки ранее запрещенных картин.
Под конец жизни он в основном писал стихи, посвященные жене. А ушел из жизни 26 октября 2003 года, в Боткинской больнице, в одних стенах и в один день с другим бескомпромиссным человеком – Леонидом Филатовым.