«Походка свободная, от бедра»: тернистый путь Лии Ахеджаковой в кино и жизни
9 июля Лия Меджидовна Ахеджакова отмечает юбилей. В ней полтора метра роста, у нее не сценическая внешность и до сих пор детский голос. Ее отец, профессиональный режиссер, запрещал дочке идти на сцену. Тем не менее Ахеджакова – одна из самых популярных актрис советского и российского театра и кино. О знаковых ролях и моментах биографии Лии Меджидовны – в материале EG.RU.
Первый смелый поступок: письмо Сталину
Лия родилась на Украине, росла в Майкопе. Ее мать Юлия была актрисой Адыгейского драмтеатра, а отчим, которого Ахеджакова всегда считала папой, был первым в Адыгее, кто выучился на режиссера. Родители без конца ездили по гастролям. Все вечера Лия проводила за кулисами, все каникулы – в лагерях, где вожатая им рассказывала истории о привидениях. Лия Меджидовна боится их всю жизнь.
В остальном она была смелой девочкой и в 10 лет написала письмо Сталину, очень просила прислать новое лекарство от туберкулеза. От этой страшной болезни угасали ее мать и тетка. Лекарство, между прочим, прислали. Оставшиеся школьные годы Ахеджакова положила на то, чтобы исполнить обещание, данное Сталину: получить золотую медаль. Кстати, мать актрисы дожила до 1990 года. Отчим умер в 2012 году, успев сыграть с дочерью в фильме «Старые клячи».
Первые роли: избушки, зверушки и старушки
Отец категорически не советовал Лие поступать в актрисы. В школе она хотела стать журналистом, но, приехав поступать в Москву, ушла из университета сразу после собеседования. Скрепя сердце отдала документы в Институт цветных металлов и золота, тут же побежала записываться в самодеятельность и через полтора года бросила все металлы ради ГИТИСа.
С ее ростом и внешностью Ахеджакову распределили в ТЮЗ, где она 15 лет играла мальчиков, зверей и даже избушку на курьих ножках. От отчаяния ее спас Анатолий Эфрос. Вместе с Инной Чуриковой они бегали на спектакли этого режиссера и даже учили его водить машину.
Эфрос настоял на том, чтобы талантливая Лия, в которой Эфрос увидел уникальную трагикомическую актрису, бросила ТЮЗ. Он даже дал ей роль в своем спектакле «Таня», где блистала муза Эфроса Ольга Яковлева, а Лия играла домработницу.
В кино ее заметили после крошечного эпизода в фильме «Ищу человека», где она сыграла девушку, которая ищет мать, пропавшую во время войны. За этот эпизод начинающая актриса получила приз VIII Международного смотра фильмов Красного Креста и Красного Полумесяца в г. Варна (Болгария).
После ТЮЗа Ахеджакова сама пришла проситься в «Современник». С 1977 года она – актриса этого театра. Поначалу ей давали роли злобных соседок и старух. Отдушиной для актрисы стал кинематограф.
Первые победы: эпоха Эльдара Рязанова
В 1975 году началось счастливое сотрудничество Лии Ахеджаковой и Эльдара Рязанова, которое переросло в десятилетия настоящей дружбы. И хотя у Эльдара Александровича Ахеджакова не была сильно избалована экранным временем, но именно у него в «Служебном романе» она сыграла знаковую роль Верочки, растащенную на цитаты. За эту работу Лия получила кинематографическую премию им. братьев Васильевых.
В перестроечную эпоху, в 1991 году, Рязанов снял горький фильм «Небеса обетованные» о стариках, оказавшихся на свалке в буквальном и переносном смысле. Роль нищей художницы Фимы во всех красках раскрыла трагикомический талант Ахеджаковой и принесла ей первую премию «Ника».
Читайте также: «Со мною вот что происходит»: о чем не любит рассказывать Андрей Мягков
Небольшие роли у других режиссеров
Зритель полюбил небольшие, но яркие роли Лии Меджидовны в фильмах «Когда я стану великаном», «Москва слезам не верит», «Двадцать дней без войны и других. В фильме «Отпуск за свой счет» Ахеджакова неожиданно сыграла женщину, которую муж ревнует настолько, что в порыве ярости выбрасывает из окна телевизор.
Удача на сцене: театр «Современник» и антреприза
Только через восемь лет после поступления в «Современник» Ахеджакова дождалась пьесы и режиссера своей мечты.
Это случилось в 1985 году, когда Роман Виктюк поставил «Квартиру Коломбины», где актриса сыграла сразу четыре роли. У нее было несколько счастливых периодов в «Современнике», но сегодня в репертуаре Ахеджаковой, по сути, только спектакль «Крутой маршрут».
Благодаря своему товарищу по сцене Авангарду Леонтьеву Ахеджакова познакомилась с его учеником Евгением Мироновым. Она получила роли сразу в нескольких спектаклях Театра Наций, которым сейчас руководит Миронов. Также актриса играет у сына Анатолия Эфроса, Дмитрия Крымова, и в антрепризных проектах.
Роли у Кирилла Серебренникова
После долгого перерыва актриса блеснула в фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Она сыграла безработную актрису, вынужденную изображать японку в суши-кафе. Эта роль также была удостоена «Ники», а Кирилл Серебренников пригласил актрису в несколько своих театральных постановок. Сейчас на экраны вышел фильм о Викторе Цое «Лето», где режиссер снова занял Ахеджакову.
«Сильна малышка»: собственное мнение Ахеджаковой
Так говорит о героине Ахеджаковой в фильме «Гараж» один из персонажей. Еще в 1979 году Эльдар Рязанов угадал в маленькой женщине способность идти против течения. Сегодня Ахеджакова нередко высказывает точку зрения, отличную от официальной, за что ей достается от общественного мнения и СМИ.
Три брака и две подруги всей жизни Ахеджаковой
Ахеджакова редко говорит о своей приватной жизни. Первый брак у нее был с актером Валерием Носиком, второй – с художником и поэтом Борисом Кочейшвили. Сейчас актриса замужем за фотографом Владимиром Персияниновым. Вот уже 17 лет супруги счастливы вместе.
Больше всего актриса любит свою дачу во Внукове, а московскую квартиру она периодически отдает на бесплатное проживание молодым актерам. Она хорошо помнит, как сама мялась по углам в Москве.
Детей у Ахеджаковой нет. Но это не помешало ей пронзительно сыграть мать, потерявшую сына, в одном из последних фильмов Эльдара Рязанова «Старые клячи».
На съемках фильма «Гараж» Ахеджакова подружилась с актрисами Светланой Немоляевой и Аллой Будницкой. Женщины дружат почти 40 лет.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов