Трудно поверить, что создание этого легкого и смешного фильма сопровождалось многочисленными проблемами - трудными и серьезными
В 1984 году на экраны вышел фильм Марка Захарова «Формула любви» и сразу стал одной из самых популярных отечественных картин. До сих пор она смотрится на одном дыхании, кажется, что и снимали ее весело и легко. На самом деле режиссеру пришлось сомневаться, уговаривать, ругаться и спорить с актерами. Тем не менее, многое из того, что придумали члены съемочной группы, сейчас украшает фильм. О том, вопреки каким проблемам создавалась «Формула любви», в материале EG.RU.
Захаров не хотел снимать дочь
Марк Захаров долго не верил в талант собственной дочери. А ведь многим казалось: ну, раз отец знаменитый режиссер, проблем у Саши с ролями не будет.
Все получилось наоборот. Захаров всегда строго критиковал работу дочери и долгое время не доверял ей главных ролей. Прежде чем принять ее в труппу «Ленкома», Захаров потребовал, чтобы по поводу Александры решение принимал худсовет. И еще много лет держал дочь в массовке, приглядываясь к ее работе.
В «Формуле любви» он тоже далеко не сразу решил снимать Александру. Зная строгий и придирчивый нрав отца, девушка выложилась на сто процентов, и в результате мы теперь имеем удовольствие снова и снова наблюдать ее очаровательную Фимку: «Ихний кучер на меня в лорнет посмотрел, чего это он, а? - Чего-чего... Зрение слабое. - Бе-е-едненький...».
Абдулов и «Уно моменто» прорвались с боем
Автор сценария Григорий Горин взял за основу повесть «Граф Калиостро» Алексея Толстого. Впрочем, он так основательно переработал и дополнил текст, что сейчас в фильме чувствуются лишь отголоски Толстого. Повесть была написана в жанре сатиры — достаточно едкой и даже мрачной. У Горина получился веселый «плутовской роман».
Александр Абдулов, прочитав сценарий, стал тоже проситься в фильм, хотя там не было для него никакой роли. Тогда Горин добавил Жакоба, одного из слуг Калиостро, так в «Формуле любви» появился Абдулов. Некоторые эпизоды актер придумал сам — например, момент, когда он снимает лохматый парик и обещает вернуться к Фимке «совсем другим».
Но и этого Абдулову показалось мало. Вместе в Семеном Фарадой они предложили вставить в сценарий неподражаемую песню на «итальянском» языке - «Уно, уно, уно уно моменто», слова и музыку для которой придумал композитор Геннадий Гладков. Никакого смысла в ней нет — брались просто отдельные итальянские слова, которые можно было зарифмовать.
Однако цензоры потребовали перевода. Тогда Гладков состряпал следующее: «Прекрасная женщина, море, верить, петь, подари мне мгновение, самое прекрасное». Абдулов же в кадре и вовсе выдал полную ахинею про «бедного рыбака», где в конце «все умерли». Пел в фильме, кстати, не Фарада — у него не было ни слуха, ни голоса. Его партию исполнял Гладков.
Грузина Мгалоблишвили озвучивал армянин Джиграханян
Задумывая свой фильм, Захаров уже видел, кого из актеров он в него возьмет. Но здесь неожиданно возникли препятствия. Нодар Мгалоблишвили — граф Калиостро — будучи грузином, очень плохо говорил на русском языке.
Захарову приходилось буквально бегать за ним, он даже посетил специально для этой цели театральную гримерку артиста, который приезжал на гастроли в столицу. Нодар упорно отказывался, опасаясь, что его плохое произношение испортит весь фильм. Пришлось Захарову пообещать, что грузина озвучит другой актер — он выбрал низкий завораживающий тембр Армена Джигарханяна.
Нежную и трепетную Марию — главную героиню, спутницу Калиостро — должна была играть, по замыслу режиссера, Елена Валюшкина, которая к тому моменту окончила Щепкинское училище. Однако строптивая девушка, уже изведавшая вкус славы (ее снимал Юрий Чулюкин в фильмах «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым»), не собиралась нарушать своих планов — она хотела в отпуск. И ее тоже пришлось уговаривать. В итоге роль в картине Марка Захарова надолго стала визитной карточкой Валюшкиной.
Актеры труппы бегали за Еленой Аминовой
Роковая брюнетка — ассистентка графа Калиостро в исполнении Елены Аминовой — свела на съемках с ума буквально всех. Особенно усердствовала «неразлучная парочка» - Александр Абдулов и Семен Фарада. Они уничтожали все окрестные клумбы, чтобы осыпать цветами кровать артистки, не жалели комплиментов, а женатый Фарада катал Елену на своей машине, несмотря на гнев супруги.
Впрочем, Аминова не приняла ухаживаний кавалеров — она нашла своего избранника уже после окончания работы над фильмом.
Граф Калиостро сломал ногу
Выглянув в окно гостиничного номера на втором этаже, «горячий грузинский парень» Нодар Мгалоблишвили заметил проходящую по улице красивую девушку.
Пытаясь привлечь ее внимание, он затянул проникновенную песню, устроившись на подоконнике, и в какой-то момент вывалился из окна и сломал ногу. Так что некоторые сцены ему пришлось играть в гипсе. То, что травма актера совсем не заметна на экране, - заслуга оператора.
Пельтцер и Броневой расписывали пулечку
Заядлые преферансисты — Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой — приняли в свою компанию звукооператора Юрия Рабиновича и каждую ночь играли в карты.
Режиссер и все окружающие поражались бодрости и энергичности 80-летней Пельтцер — несмотря на бессонные ночи и тугой корсет (он был необходим, потому что перед началом съемок актриса сломала ребро), она работала наравне со всеми, поймав кураж.