Сериал, показ которого продолжается на Первом канале, уже наделал много шума
И даже не потому, что там зашкаливает количество персонажей - «конченых уродов» (по меткому замечанию одного из телекритиков), а, например, из-за личности режиссера.
Проект поставил Алексей Смирнов. Когда он приступал к работе, ему было всего 23. И тут же пошли разговоры, что парня протолкнул или знаменитый папа - режиссер Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Жила-была одна баба»), или сводная сестра Дуня, жена непотопляемого Анатолия Чубайса. Чтобы не питаться слухами, мы побеседовали с самим Смирновым-младшим.
- Алексей, ходят слухи, что в сериал «Садовое кольцо» вы попали по блату.
- Мало ли что говорят, я - лучший и этого достоин! Меня как режиссера, пусть начинающего, очень долго пробовали. Больше года я сражался за эту работу. А так, привык уже, что говорят, будто все, что имею в жизни, - за счет папы, сестры Дуни и ее мужа Чубайса… У меня на картине работали профессионалы, оператор у нас, правда, молодой был - Сергей Медведев. А, например, композитор Анна Друбич, дочь моего учителя Сергея Соловьева и Татьяны Друбич, уже настоящая профи, добившаяся признания даже на Западе. Аня - мама двух дочек, живет в Лос-Анджелесе.
- Как вы попали в киноиндустрию?
- Ну уж точно не по настоянию родителей. Они мечтали, чтобы я занимался чем-то другим. А в 13 лет я поработал на картине «Тяжелый песок», где снимались мой папа - Андрей Смирнов и мама, актриса Елена Прудникова. Приносил всем кофе, был ассистентом по массовке и заболел этим делом… Слова «династия» мы избегаем. Я долгожданный ребенок для родителей, мальчик. Понятно, меня все любили и любят. Сестры говорили, что, когда они росли, к ним папа гораздо строже относился. От первого брака у отца две дочки - Авдотья (она же Дуня. - Я.Г.) и Александра. У Авдотьи взрослый сын Данила, на год старше меня, общая гордость семьи, чемпион мира по пляжному футболу. Правда, он сейчас тоже в кино пришел, работает продюсером. Александра живет в Англии, она не актриса, у нее нет детей, на шесть лет младше Дуни. А моя родная сестра Аглая, она меня на 11 лет старше, редактор, у нее восьмилетняя дочка Таисия, школьница. Всех своих родных - трех сестер и родителей - я снял в эпизодах в «Садовом кольце».
- Зачем?
- Мне это показалось правильным. В сценарии Анны Козловой не было специально ролей для них. Но когда увидел, например, героя-сторожа, сразу его папе отдал. Всего 40 секунд экранного времени. Понятно, что мог бы любой другой артист сыграть, но я был уверен, что папа такой профи и ему только и не хватало режиссерской руки сына.
- А суперзвезд на главные роли вам навязали продюсеры, в том числе Валерий Тодоровский?
- Актеров и сам Тодоровский, и кастинг-директор предлагали, часто спорили. А потом все они проходили пробы. Хотя Валерий Петрович повторял, и я с ними согласен, что если к 40 годам ты не стал звездой, то уже никогда не станешь. Поэтому мы рассматривали только мастеров из первого эшелона. Ирина Юрьевна Розанова была на кастинге аж 13 раз! Женя Брик, супруга Тодоровского, тоже не избежала проб. Изначально я подумал, что продюсеру будет приятно, если она у нас снимется. А потом поражался ее трудоспособности и профессионализму. Дублей по 60 она делала на пробах. Я никогда не видел, чтобы актриса с таким рвением отдавалась работе. Максим Виторган тоже потрясающий актер, а не просто муж Ксении Собчак, как его называют недалекие люди, жлобы и хамье. Им бы я руки точно никогда не подал. Ксения должна гордиться таким супругом.
- А вы гордитесь, что во ВГИКе вас учил Сергей Соловьев?
- С Сергеем Александровичем я не сразу нашел общий язык. Кстати, во ВГИК-то меня не сразу взяли. До этого три года изучал в МГУ японскую филологию. Да, Соловьев дружит с моим отцом, и вроде бы творческий экзамен у него я сдал прилично. Но среди абитуриентов нашлись те, кто был лучше. Зато по русскому языку и литературе лучше всех был я. Мы долго воевали с Сергеем Александровичем. Я пытался ему доказать, что самый умный, а он в этом очень сомневался. Но за четыре года обучения мозги у меня встали на место, и мы стали с ним довольно близки. Недавно он мне позвонил и рассказал, что был в музее Цветаевой и там показывали мою картину «Дом» в рамках цикла Анатолия Белого «Кинопоэзия». Соловьев меня поздравил: «Старик, ты снял прекрасное кино».
- Кто поразил вас на площадке «Садового кольца»?
- Ирина Розанова. Однажды мы поздно закончили съемочный день, и женщина-водитель повезла ее домой, чтобы рано утром опять вернуть на площадку. Так вот Ирина сказала ей: «Оставайтесь у меня, чтобы не ехать за мной в такую даль». Она ее покормила, сделали маски для лица и легли спать. И это суперзвезда и ее водитель! Многие молодые актеры очень потребительски относятся к членам съемочной группы, не уважают чужой труд. А правильному отношению у Розановой надо поучиться! Еще мне понравилось одно высказывание Алексея Панина, который однажды заявил, что если для роли ему надо будет сделать **нет и это поможет картине, он с радостью согласится. В данном случае Панин прав. Нет запрещенных тем, все имеет свою цену. Вот в «Садовом кольце» Женя Брик отлично отработала сексуальные сцены. У нее отличная фигура, и она умеет это делать. Роль надо впустить в себя ради сильной истории, чтобы все натурально в кадре выглядело. Повторяю, она настоящая артистка и готова на самые отчаянные вещи, если образ того требует.
Чудовищный мир Андрея Малахова
- С мужем сестры Анатолием Чубайсом вы хорошо знакомы?
- Достаточно мало с Анатолием Борисовичем общался, потому что не особо увлечен политикой. По-моему, Чубайс - неплохой и неглупый мужик. Авдотья его очень любит и счастлива, это их жизнь.
- Ваши ровесники мало смотрят телевизор. А вы?
- Только западное ТВ по Интернету - шоу и сериалы. Раз в полгода включаю программу Андрея Малахова, чтобы слишком романтично не относиться к действительности, он меня на землю возвращает. Там чудовищный уровень культуры, деликатности, абсолютное неуважение к человеческому достоинству. Душа на передачах Малахова уподобляется куску мяса. Не будь мира, созданного Андреем, не было бы и моего фильма «Садовое кольцо».
- Как расслабляетесь? На дачу ездите?
- Никакого загородного дома ни у кого из нашей семьи нет. Свободное время провожу в ванной, где и просматриваю зарубежные сериалы и фильмы. Или после тяжелой работы надеваю тренировочные штаны и футболку и долго играю в PlayStation. Через неделю после такого чудовищного образа жизни восстанавливаюсь. Еще люблю путешествовать. Меня Рим поразил когда-то. Считаю, что это самое лучшее место на Земле. Я всю жизнь живу в Москве, здесь люди в основном под ноги себе смотрят, а там все по-другому. За каждым углом шедевры архитектуры, живопись в музеях. Там зародилась вся европейская цивилизация.
- Живете с родителями?
- Нет, с девушкой. Не буду называть ее имя, она одна из лучших сценаристов России, певица, чуть старше меня. Но не Анна Козлова. Конечно, в будущем хочу вступить в официальный брак, чтобы были дети. Мои родители 40 лет вместе. Хочется, чтобы и у меня все так же было. Кстати, еще одна интересная деталь о моей семье. Знаете, что нас объединяет? То, что мы все папе за водкой ходим, иначе он нас домой не пускает.
- Вы уже начали снимать следующий фильм?
- Скоро начнутся съемки «Подвига». Главную роль сыграет Федор Бондарчук. Это будет фильм о любви, этакое анти-«Садовое кольцо».