Делу своей жизни знаменитый режиссер, снявший множество любимых сразу несколькими поколениями зрителей картин, отдавался всей душой
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Это определение в полной мере относится к легендарному советскому и российскому режиссеру, актеру, сценаристу, продюсеру, общественному деятелю Станиславу Говорухину. Станислава Сергеевича не стало 14 июня 2018 года – через несколько месяцев после того, как он отметил свое 82-летие.
Читайте также: Пять легендарных фильмов, с которыми Станислав Говорухин вошел в историю
Из геологов – в режиссеры
Мог ли мальчик из небольшого города Березняки Пермского края предположить, что его имя окажется навсегда вписано в историю советского, а затем и российского кинематографа? Вряд ли. Станислав Говорухин родился 29 марта 1936 года. Его отец, донской казак, был репрессирован. Мама, работавшая портнихой, воспитывала детей в одиночку. В трудные послевоенные годы она приложила все усилия, чтобы дать сыну и дочери высшее образование. Родители развелись еще до рождения Станислава. Возможно, таким образом мама хотела обезопасить семью, детей «врага народа» в годы сталинских репрессий ждала незавидная участь. О судьбе отца Станислав Сергеевич узнал только после смерти матери, когда они с сестрой рискнули отправить запрос в КГБ.
В кинематограф Говорухин пришел не сразу. В 1958 году будущий режиссер закончил геологический факультет Казанского университета, какое-то время работал геологом, но очень быстро понял: это не его призвание. В 1959 году он устроился на только что открывшуюся Казанскую студию телевидения, где до 1961 года сменил несколько профессий. Работал, в том числе, оператором, редактором, ассистентом режиссера.
Впоследствии Говорухин вспоминал период работы на казанском телевидении как один из самых ярких, самых творческих. Молодой человек был полон энтузиазма, идей, планов. Возможно, если бы не сложные отношения с казанским начальством, жизнь Говорухина оказалась бы связана не с кино, а с телевидением. Но жизнь распорядилась иначе.
Одесский период
В 1961 году Говорухин принял решение уйти с работы. Он уезжает в Москву поступать во ВГИК на режиссерский факультет, который заканчивает с отличием. Но в столице молодой режиссер оставаться не планировал – он мечтал жить и работать в Одессе. Южный приморский город, в котором он никогда не был, манил. Впоследствии Говорухин признавался, что больше всего в жизни любит горы и море – в Одессе и то, и другое было рядом. Кроме того, именно на Одесской киностудии были сняты многие из его любимых фильмов.
В «Жемчужину у моря» Говорухин уехал сразу после получения диплома. А вскоре на экраны вышел его первый фильм – «Вертикаль» с Владимиром Высоцким, над картиной молодой режиссер работал вместе со своим однокурсником Борисом Дуровым. Кстати, в молодости Станислав и сам серьезно увлекался альпинизмом – впоследствии этот опыт очень помог ему. Выступая в качестве актера, а он снялся почти в двух десятках фильмов, все кинотрюки он исполнял сам, отказываясь от дублеров.
Многие из фильмов, снятых Говорухиным на Одесской киностудии, вошли в классику советского кинематографа. Среди его самых знаменитых картин того периода – «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», ставшие путевкой в кино для Влада Галкина, Федора Стукова и Марии Мироновой «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «10 негритят»… Особенно режиссер тяготел к приключенческому жанру. «Большая часть нашей жизни проходит в работе. Поэтому она должна быть такой, чтобы было интересно жить», - объяснил как-то Говорухин одному из своих коллег. Кино было для него настоящей жизнью.
В 1979 году на экраны вышел первый советский боевик, как его впоследствии назвали кинокритики – «Пираты ХХ века». Картину, снятую по написанному Говорухиным сценарию, посмотрели около 90 миллионов человек. Но самой звездной картиной тех лет для режиссера стала культовая лента «Место встречи изменить нельзя», в которой Говорухин снова снял Владимира Высоцкого.
И снова Москва
На Одесской киностудии Говорухин познакомился со своей второй супругой Галиной, она работала монтажером. От первого, недолгого юношеского брака с актрисой и педагогом Казанского театрального училища Юноной Каревой у Станислава Сергеевича был сын Сергей, он пошел по стопам знаменитого отца и тоже стал режиссером. Правда их отношения долгое время были натянутыми – сын не мог простить, что отец ушел из семьи. В 2011 году Сергея не стало – он скончался в 50 лет после инсульта. Узнав, что сын попал в больницу, Говорухин-старший немедленно приехал туда и оставался рядом до последних минут его жизни.
На Одесской киностудии Станислав Сергеевич проработал больше двадцати лет, после чего принял решение вернуться в Москву. В 1988 году он пришел на «Мосфильм». В период перестройки Говорухин, как он сам говорил, «перестал активно работать в кино» - режиссер включился в политику, также он начал снимать документальные фильмы. Но не бросил и художественное кино. Начиная с конца 80-х снимал он мало – но практически все его фильмы получали широкий резонанс. Сложно забыть такие пронзительные картины Говорухина, как «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину», «Не хлебом единым», «Артистка» и др.
Новая эпоха
Последним фильмом Станислава Сергеевича стал «Конец прекрасной эпохи», вышедший на экраны в 2015 году. В биографической драме по произведениям Сергея Довлатова одну из главных ролей исполнила Светлана Ходченкова – одна из любимых актрис режиссера. Одно время сплетники даже судачили о том, что Станислав Сергеевич влюблен в молодую актрису.
В последние годы Говорухин прекрасно понимал, что он перешел в разряд режиссеров, снимающих кино не для всех – но выдавать на гора заведомо успешные блокбастеры со спецэффектами ему, с его опытом и его жизненной позицией, было неинтересно. Он сожалел, что кинематографом стала управлять коммерция, что для многих его коллег сборы от фильма стали главнее идеи. И не раз отмечал в интервью последних лет, что сегодня очень важно «воспитать» зрителя – чтобы он шел в кино не только за зрелищами и спецэффектами, но и для того, чтобы задуматься, посмотреть на себя и окружающий мир со стороны, заглянуть в потаенные уголки души, захотеть стать лучше. Ведь изначально это и было главной задачей такого великого искусства, как кинематограф!
Станислав Сергеевич очень любил жизнь и старался жить и работать так, чтобы интересно жить было не только ему, но и всем, с кем его сводила судьба. И зрителям – тоже. «Он боролся до последнего», - скажут после кончины знаменитого режиссера его близкие.