Почему российская армия не собирается отказываться от бронетранспортера- «мотолыги»
Когда в далеком 1964 году Государственная комиссия СССР принимала на вооружение разработку специалистов Харьковского тракторного завода, никто даже не мог подумать, что перед ними будущая легенда. Но оказалось, что неказистый с виду «многоцелевой транспортер легкий бронированный МТ-ЛБ» является чрезвычайно практичной и удобной в использовании техникой, которую сегодняшние военные России любовно называют «мотолыгой». Среди других популярных в народе названий машины – «мотолага», «мотобэлла», «метла», « металлюга».
Удачное решение советских конструкторов
Изначально сравнительно легкая (9,7 тонны) боевая машина предназначалась для перевозки различных грузов и транспортировки военнослужащих. Этому способствовали внушительная скорость до 60 км в час, а также значительный запас хода (до 500 км). Небольшая высота бронетранспортера (до 189 см) позволяла легко маскировать его на местности и делала машину очень сложной мишенью для поражения. На ее броне свободно могло уместиться мотострелковое отделение, а высокая проходимость МТ-ЛБ позволяла ему беспрепятственно преодолевать заболоченные участки.
В первые годы после выпуска МТ-ЛБ стал основным средством транспортировки артиллерийских орудий, а установленный в миниатюрной башне пулемет ПКТ калибра 7,62 мм позволял командиру экипажа поддерживать артиллеристов беглой стрельбой.
На первоначальном этапе планировалось использовать бронетранспортер и в открытом бою для поддержки мотопехоты. Но низкий уровень броневой защиты (толщина лобовой брони не превышает 14 мм) и высокая мощность современных средств поражения бронетехники заставили военных отказаться от этой затеи. Зато МТ-ЛБ стала великолепной базой для производства более двух десятков образцов новой боевой техники и около 50 типов – вспомогательной.
Неограниченные возможности
Этот легкий бронетранспортер отлично подходит для перепрофилирования в передвижной зенитно-ракетный комплекс. Для этого требуется лишь заменить стандартное вооружение базовой модели. Для борьбы с бронированной техникой противника на МТ-ЛБ устанавливаются четыре пусковые установки ПТУР 9М133 «Корнет» или имеющий 30-миллиметровую автоматическую пушку 2А42 боевой модуль МБ2. Некоторые модификации МТЛБ оснастили 30-мм автоматическими гранатометами. Причем в некоторых случаях на этом легком бронетранспортере одновременно устанавливаются несколько систем вооружений.
Не только в России
Существуют варианты боевой машины, предназначенные для образования дымовых завес, проведения радиационной и химической разведки, а также радиоэлектронной борьбы. Часто на платформу МТ-ЛБ устанавливаются легко бронированные КУНГи (кузов унифицированный герметизированный), позволяющие использовать бронетранспортер как передвижной командно-штабной пункт.
Для ведения боевых действий в условиях труднодоступной местности разработан снегоболотоходный вариант МТ-ЛБВ, а для борьбы с лесными пожарами используется МТ-ЛБ-ЛПТ.
Не забыли разработчики и народное хозяйство. Для работы в качестве тягачей производятся МТ-ЛБВ-Н и МТ-ЛБВ-НС «Алтай».
Практичность этой относительно недорогой машины привлекла к ней внимание военных ведомств 30 стран, включая США, которые в свое время специально закупили 17 бронетранспортеров МТ-ЛБ, доставшихся Германии после развала ГДР. Специалисты утверждают, что отдельные разработки советских инженеров в дальнейшем использовались при производстве легкой американской бронетехники.
Надежный помощник в бою
Транспортер МТ-ЛБ и его модификации пригодились во всех военных конфликтах, в которых принимала участие наша страна с 1964 года. В первую очередь, во время афганской войны, вооруженного конфликта в Приднестровье в 1992 году, в первой и второй чеченских войнах, а также при освобождении Южной Осетии в 2008 году.
Различные модификации МТ-ЛБ под собственными названиями производятся военными предприятиями Азербайджана, Казахстана, Польши, Болгарии, Швеции, Украины. В Казахстане модификацией МТ-ЛБ стала боевая машина «Айбат». В России сегодня разные модификации МТ-ЛБ выпускаются на нескольких заводах и промышленных комплексах. И «списывать на пенсию» этот легкий бронетранспортер никто не собирается. Он еще пригодится – и в боях, и в мирной жизни.
Технико-тактические характеристики МТ-ЛБ
Длина корпуса, мм
|
6399—6509
|
Ширина, мм
|
2820—2865
|
Высота, мм
|
1835—1890
|
Толщина лобовой брони, мм
|
14
|
Боевая масса, т
|
9,7
|
Членов экипажа, человек
|
2
|
Десант, человек
|
11
|
Максимальная скорость, км/час
|
61,5
|
Запас хода, км
|
500
|
Вооружение (в различных модификациях)
|
7,62-мм пулемет ПКТМ
12,7-мм зенитный пулемет НСВТ 12,7-мм зенитный пулемет «Корд» 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя» 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 «Атлант» 30-мм автоматическая пушка 2А42 30-мм авиационная пушка ГШ-30к 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 23-мм автоматическая пушка 2А14 23-мм авиационная пушка ГШ-23в 2 пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М» 4 пусковые установки ПТУР 9М133 «Корнет» модернизированный советский миномет 2Б11 |