Почему Татьяну Пельтцер не выпускали из страны
6 июня 1904 года родилась Татьяна Пельтцер – одна из трех великих «старух» советского кино, как знаменитую актрису называли вместе с Фаиной Раневской и Риной Зеленой. Татьяна Ивановна блистала в театре, веселила в кино, но была одинокой, бездетной женщиной. Она стала знаменитой только к 50 годам. Актриса не любила делиться подробностями личной жизни, не любила рассказывать о себе – не удивительно, что многое из происходившего в жизни Пельтцер до того момента, как к ней пришла всесоюзная популярность, большинство поклонников ее таланта не знало.
Талант по наследству
Татьяна Пельтцер по матери – еврейка, по отцу – немка. Ее прапрадед в 1821 году пришел пешком в Россию из деревушки, расположенной на реке Рейн. А отец стал известным актером, он и вывел дочурку впервые на сцену в возрасте 9 лет.
Первой заметной ролью девочки стал… мальчик Сережа в «Анне Карениной». С 12 лет Таня стала зарабатывать деньги «актрисой по найму». А в 16 лет, в 1920-м, начала работать в труппе передвижного театра Политуправления. Годы были лихие. Юной актрисепришлось помотаться по стране. Она служила в театрах Нахичевани, потом перебралась в Ейск, а в 1922-м вновь оказалась в Москве.
У Тани был младший брат Александр. Талантливый инженер. Когда Пельтцер уволили из театра Московского губернского совета профсоюзов (сейчас театр имени Моссовета) за профессиональную непригодность, она устроилась к брату на завод машинисткой. Как-то на демонстрации 7 ноября Татьяна познакомилась с Гансом Тейблером, немецким философом и коммунистом, который учился в Москве в школе Коминтерна. У молодых людей завязался роман. В 26 лет Пельтцер вышла замуж за Тейблера и уехала с ним в Берлин.
Немецкий развод
Еще до замужества Таня узнала, что бесплодна. Она предупредила об этом будущего мужа, но тот не видел в этом ничего страшного. В Берлине девушка устроилась работать машинисткой в советское торговое представительство. Существует версия, что именно из-за сложной обстановки в торгпредстве супруги и расстались. Там все друг за другом следили, поощрялись доносы, часто сотрудников обыскивали. А однажды Ганс не заступился за жену, когда одна из сотрудниц сравнила актрис с проститутками. После этого Пельтцер и Тейблер стали отдаляться друг от друга и вскоре приняли решение развестись.
Есть версия, что супруги расстались из-за прихода к власти Гитлера, при котором начали преследовать семьи коммунистов, и Ганс настоял, чтобы Татьяна вернулась в Москву. Также говорят, что актриса оказалась ветреной особой, и как-то супруг нашел в ее сумочке любовную записку от своего близкого друга. Но существует и более интересная версия, связанная с супружеской изменой.
Говорили, что, поняв: муж не даст ей работать в театре (а известный немецкий театральный режиссер Эрвин Пискатор тогда пригласил ее в свою постановку) Татьяна начала настаивать на разводе. Супруг поставил условие: его репутация должна остаться чистой. Тогда Пельтцер придумала разыграть историю с изменой. Как раз в их представительство приехал командировочный из СССР – видный красивый мужчина.
Вскоре все заговорили о романе Пельтцер, а «обманутый» муж тут же подал на развод. Став свободной, Татьяна тут же вернулась в Москву. При этом отношения с Гансом у нее были до последних дней очень теплые. Они писали друг другу письма. Когда немец оказывался в Москве, то обязательно встречался со своей бывшей женой. Актриса дружила и с сыном Тейблера, когда юноша учился в советской столице, она частенько приглашала его в гости на обед. Единственное, она не смогла найти общий язык с новой женой бывшего мужа, так как та его жутко ревновала.
Любовь зла
Вернувшись в Москву, Пельтцер вновь попыталась «прижиться» в театре, но не получилось. И она вернулась машинисткой на завод имени Лихачева, где брат уже был главным инженером, разработчиком советских гоночных автомобилей и трехкратным чемпионом СССР в автомобильных гонках.
Шел 1935 год. Брата, Александра Пельтцера, выслали из Москвы. Говорят, что он даже отсидел около двух лет в тюрьме. Татьяна вновь осталась без работы и была вынуждена на какое-то время уехать работать в театр в Ярославле.
К началу войны Пельтцер служила в Московском театре миниатюр, где наконец-то по достоинству оценили ее талант. Вместе со всей труппой она эвакуировалась в Киргизию, где у нее после развода случился первый роман. Это был инструктор военно-летной школы. Отношения были не долгими: офицера отправили на фронт, где он вскоре погиб.
Вернувшись после войны в Москву, Пельтцер сменила еще несколько трупп, а потом устроилась в театр Сатиры, где прослужила 30 лет (с 1947-го по 1977-й). Именно этот период стал для актрисы самым счастливым: роли в театре и кино, всенародная любовь, депутатство, гастроли, друзья и продолжительный роман, который длился почти 10 лет.
В труппе был артист Иван Бодров – мужчина приятной внешности, крепкий, плечистый, но особо не выдающийся, как о нем говорили, актер. К тому же он был женат, имел детей. Татьяне Ивановне было уже далеко за сорок, когда они начали встречаться. После расставания они сохранили дружеские отношения. Говорят, что после этого, Пельтцер предпочитала заводить романы только во время летнего отпуска. При этом она скрывала ото всех своих кавалеров.
Азартный игрок
Реальная Пельтцер отличалась от экранной. Она имела немецкую педантичность, была невероятной чистюлей, прекрасно готовила, до последнего ежедневно делала гимнастику, много курила и играла в преферанс. На гастроли «самая известная кинобабушка Советского Союза» возила с собой маленькую плитку и кастрюльки, чтобы в номере готовить обед. Артистка никогда не ела в столовых. Предпочитала ежедневно обжаривать зерна кофе, молоть, и варить в турке. Очень часто приглашала к себе на завтрак свою близкую подругу Ольгу Аросеву.
В квартире Пельтцер часто собирались творческие люди, с которыми она играла в преферанс. Говорят, что актрисе могли позвонить в четыре утра и сообщить, что не хватает партнера для «пульки», и она никогда не отказывала. Но играла только с теми людьми, которым доверяла и уважала. Татьяна Ивановна практически всегда проигрывала, так как не умела блефовать.
Также она старалась помочь тем, кого любила. Например, своей гримерше выбила хорошую квартиру. Пользуясь своим авторитетом, пробивала для коллег телефоны, прописки, путевки в санатории и т. д. Но вот себе помочь не могла. Ее недолгое замужество и жизнь в Германии практически поставило крест на поездки за пределы СССР. Она надолго стала невыездной, за границу на гастроли с театром ее не выпускали долгие годы. И даже с началом перестройки у Татьяны Пельтцер были проблемы с поездкой в США, где у нее жил двоюродный брат.
Лихие люди
В 1977 году, когда актрисе было уже 73 года, она поругалась с режиссером театра Сатиры Валентином Плучеком и ушла к Марку Захарову в «Ленком». Татьяна Ивановна без труда вписалась в молодой коллектив театра. Но чем старше становилась актриса, тем сильнее проявлялась ее болезнь – она начала терять память.
Потом к этому добавились подозрительность и мания преследования. Домработница Анна, которая проработала у актрисы около 20 лет, в какой-то момент не выдержала и ушла от нее. Именно в этот момент в доме Пельтцер появилась деятельная женщина, якобы администратор Большого театра. Она подговорила артистку переписать завещание на квартиру, а также забрала все ее сберкнижки. Пельтцер в скором времени оказалась в психушке.
Когда Анна узнала об этом, то вместе с Ольгой Аросевой бросилась в больницу. Пельтцер лежала там на панцирной койке вся в царапинах и синяках. Оказывается, пациенты ее сильно избили. Аросева попросила помочь Инну Чурикову, та подключила администрацию «Ленкома» и они смогли устроить Татьяну Ивановну в более приличную больницу. Но оттуда Пельтцер больше не вышла.
Она скончалась в возрасте 88 лет 16 июля 1992 года. Юристы театра помогли восстановить первое завещание, по которому квартира артистки переходила домработнице, фотоархивы - театру, а библиотека - Марку Захарову.