Часто бывает, что инженерная мысль идет не в ногу со временем. Так случилось и на заре российского танкостроения
18 мая 1915 года в России был испытан первый в мире танк. Он мог проехать человеку по ноге и не отдавить ее. Но при всей своей легкости «Вездеход» должен был стать полноценной боевой машиной. И стал бы, если бы его изобретателю дали возможность довести разработки до конца.
Первым делом – самолеты
Александр Пороховщиков тяготел к механизмам с самого раннего детства. Еще будучи учеником гимназии, он разрабатывал и собирал модели аэропланов. Причем его разработки коренным образом отличались от тех, что уже были представлены широкой публике.
Саше не было еще и 17 лет, когда конструкцию его аэроплана одобрил основоположник аэродинамики Н.Е. Жуковский. С тех пор имя Пороховщикова не единожды мелькало на страницах популярных журналов начала XX века.
В 18 лет он представил действующую модель моноплана и сам взлетел на нем, совершив круг над ипподромом Золитуде в Риге. В 1914 году известный в России, Канаде и США пилот-испытатель Михаил Григорашвили без опасений проверил в небе сконструированный Пороховщиковым аэроплан «Би-кок», в конструкции которого впервые была применена двухбалочная схема: самолет с двумя хвостами, соединенными между собой поперечиной. В следующем 1915 году этот же «Би-кок» стал первым в мире самолетом, поставленным на гусеничное шасси.
«Би-кок» можно было разобрать на детали в течение пяти минут. И весь этот «набор юного техника» легко помещался в стандартный четырехметровый транспортный контейнер. Необходимость разборного самолета возникла потому, что создавал его изобретатель у себя дома, на шестом этаже.
Палки в колеса
Военное ведомство России не могло оставить без внимания талант авиаконструктора, и Александра пригласили работать в Санкт-Петербург, не давая, впрочем, развернуться в полную мощь. В перспективную игру, сулящую огромные барыши, вступило принятое в высших кругах кумовство.
Полностью разработанный Александром самолет было решено отдать в производство известному киевскому миллионеру Терещенко. Но Александр воспротивился принятому решению и сказал, что будет производить свои самолеты сам. Тем более что финансовое положение семьи Пороховщиковых позволяло подобную авантюру. Но Терещенко приложил все усилия для того, чтобы пресечь изобретателю возможную помощь «сверху» и тем самым разрушить планы будущего конкурента.
С небес на землю
После того как Пороховщикову пресекли все попытки добиться государственной поддержки, ему пришлось вернуться в Ригу. И, раз уж самолетостроение откладывалось, то Александр начал заниматься танком. Еще в конце лета 1914 года Александр подавал заявку на финансирование работ по созданию бронированной вездеходной машины, призванной защитить атакующих на поле боя. Решение откладывали как могли, но у войны свои законы, и предложенную разработку пришлось принять к рассмотрению.
9 января 1915 года Александр все же смог прорваться на прием к генералу Данилову, который был начальником снабжения Северо-Западного фронта. В этот день он подал очередную заявку, приложив все чертежи и смету. Уже через 4 дня проект был одобрен, смета подписана, и постройка «Вездехода» пошла полным ходом.
18 мая того же года машина была успешно испытана. По ровной дороге она развивала скорость до 25 км/ч, что на порядок превосходило зарубежные образцы первых танков, появившихся уже позже.
Первый блин
Конечно, танком назвать созданную конструкцию сложно. Скорее, это был прототип танкетки – самоходной машины, рассчитанной на экипаж из одного, максимум двух человек. К моменту демонстрации в июле у танка была пара существенных недоработок. С барабанов слетало гусеничное полотно, и надо было придумывать систему шипов на внутренней поверхности гусениц и желобов на вращающихся барабанах. Пороховщиков занимался этим уже во время полигонных испытаний. Непродуманной оказалась и система поворота машины – гусеница была всего одна.
Следующий вариант «Вездехода» предполагал переход на колесно-гусеничный ход: на дороге использовались колеса, а для препятствий – гусеница. «Вездеход» просто переползал через препятствия. Ни один танк во всем мире не исполнял подобного еще несколько лет.
Мало того: машина Пороховщикова запросто преодолевала водные преграды поскольку была задумана водонепроницаемой. Александру принадлежит и идея сделать броню многослойной, но полноценно воплотить эту разработку в жизнь смогли только в начале 70-х годов.
Несчастье помогло
Сам Пороховщиков говорил, что если бы ему не мешали, заставляя отойти от проекта, то из-под его рук вышла бы действительно хорошая боевая машина. Но проект свернули, а Пороховщикова обязали вернуть все выделенные на него деньги. Неизвестно, чем кончилось бы финансовое противостояние изобретателя и государства, но тут «помогли» англичане, объявившие о создании «сухопутного флота». Газета «Новое время» тут же выпустила статью, где обвинила Главное военно-техническое управление в задержке русских оружейных разработок.
Следом за вышедшей статьей и волной общественного возмущения в январе 1917 вновь появляется Пороховщиков и предоставляет второй, доработанный вариант «Вездехода». В нем уже исправлены проблемы ходовой части, предусмотрена броня и даже вращающаяся рубка, в которой устанавливались три пулемета «Максим». И снова ГВТУ положило проект под сукно, за что «спасибо» инженеру броневого отделения Земмерингу.
Есть сведения, что оказавшийся невостребованным на родине проект первого русского танка переслали в Англию, где в то время также работали над созданием подобных машин. Но их испытания начались уже позже первых испытаний «Вездехода». Так что можно по праву считать, что первый в мире танк появился в России.
Уже осенью 1916 года в битве на реке Сомме англичане применили новое военное изобретение – боевые гусеничные машины, получившие название танков. Российские изобретатели пытались опротестовать то, что первенство в их изобретении принадлежит Англии, но успеха это не имело, военное ведомство тоже молчал. В России танковая история надолго заглохла.
Расстрелян за шпионаж
Дальше случилась Октябрьская революция. Предприниматель Пороховщиков добровольно национализировал свои предприятия и вступил в РККА летчиком. Конструкторскую деятельность он не забросил, но больше никогда не возвращался к разработке наземных бронемашин. Из его КБ вышли несколько учебных бипланов, было множество предложенных проектов самолетов.
Во время репрессий Пороховщиков был арестован и сослан в СЛОН – соловецкий концлагерь. Там ему пришлось разрабатывать гидросооружения для Беломорканала. Потом последовал новый арест, а 28 июля 1940 года – после обвинения в шпионаже его расстреляли.
А «Вездеход» Пороховщикова хоть и не был принят на вооружение, но стал прототипом последующих боевых машин. Отдельные его механизмы и разработки используются в некоторых танках и до нашего времени.