Жизнь и работа знаменитого отечественного конструктора долгие годы держались в строжайшей тайне
5 мая 1904 года родился выдающийся конструктор Николай Исанин. Именно благодаря ему в СССР появилась уникальная подлодка, которая считалась самой быстрой в мире. Что интересно – о К-162 мы знаем гораздо больше, чем о человеке, который долгие годы руководил ее созданием. Знаменитый кораблестроитель не выступал публично и не давал интервью, он был одной из самых секретных персон в СССР.
Загадочная субмарина
Ударный авианосец 6-го флота США «Саратога», являвшийся гордостью страны, осенью 1971 года попал в весьма необычную историю. Пентагон собрался на экстренное совещание, обсуждая сообщение, поступившее с борта «Саратоги», который возвращался в Майами из Средиземного моря.
Военные докладывали, что неожиданно заметили на хвосте неопознанную субмарину. Пытаясь оторваться от нее, американцы опешили: она с легкостью догоняла и перегоняла самый быстрый авианосец США, который на полном ходу развивал скорость в 30 узлов. По сведениям американского военного командования, в мире не существовало субмарин, способных плыть быстрее, чем «Саратога».
Придя к выводу, что загадочная субмарина вовсе не плод их воображения, американцы всерьез обеспокоились, что господство США в Мировом океане поставили под угрозу. Тогда они еще не знали, что столкнулись с новейшей подводной лодкой, разработанной в Советском Союзе в условиях строжайшей секретности под руководством гениального конструктора Николая Исанина. Это была К-162, и шла она за американцами только на одной турбине, не развив полную скорость.
Тайна, покрытая мраком
В 60-х годах прошлого века США вышли на новый уровень в военном деле, применив тактику так называемого устрашения. Чтобы доказать свое геополитическое господство, американцы сделали упор на Мировой океан. Так появилась идея развивать подводные ударные группы.
Узнав об этом, Никита Хрущев решил также обратить приоритеты на подводный флот и поручил конструкторам разработку новейшей субмарины, которая не выплывала бы на поверхность и развивала огромную скорость. Так появился проект субмарины будущего – сверхбыстрой, скрытной и с максимальными техническими возможностями.
Над созданием подлодки работало более 1000 конструкторов и инженеров. Каждый из них обязан был хранить строжайшую тайну о проекте. Любые сведения о разработке подлодки могли привести к краху задуманного.
Перед разработчиками поставили конкретные задачи: запрещалось использовать технические решения, которые применялись на подлодках, построенных раньше. Также главной целью такой лодки была возможность развивать максимальную скорость в условиях полной скрытности. Никто, даже многие из военного руководства страны, не знали, чем занимается Николай Исанин и его помощники.
Америка кусает локти
К концу 1960 года план проекта удалось завершить. Невероятное количество – 398 – технических решений воплотили в жизнь в одном проекте. Это был настоящий прорыв в военном кораблестроении, не имеющий аналогов во всем мире. Все, что удалось разработчикам применить в подлодке будущего, можно смело объединить одним словом – впервые.
Вместо рулевых рычагов в К-162 установили полноценный штурвал, а за работой системы субмарины наблюдали телекамеры. Практически все функции регулировались автоматикой – небывалый для Советского Союза случай.
Конструкторы применили абсолютно новый для того времени эргономический подход. Энергетику субмарины будущего должны были питать два атомных реактора, а пароэнергетическая установка подлодки превосходила в несколько раз как зарубежные, так и отечественные системы подводных лодок.
Лодка могла совершить четыре кругосветных путешествия без перезарядки. Управление осуществлялось дистанционно с помощью заданного режима. Эта разработка не имеет аналогов в мире до сих пор, а Америку заставляет кусать локти и в наши дни.
Золотая рыбка
Внешне К-162 тоже не была похожа на любую другую подлодку, она напоминала по форме кита, но в Союзе ее ласково называли «золотой рыбкой». На свои первые ходовые испытания «золотая рыбка» вышла в декабре 1969 года, и сразу побила все мыслимые и немыслимые рекорды. При 80 % мощности реактора подлодка при погружении на глубину 100 метров развила скорость в 42 узла, что равняется 77 км в час, скорости автомобиля. И это при том, что шла она на глубине!
К-162 прошла все испытания на отлично, и, если бы не условия строжайшей секретности, лодка попала бы в Книгу рекордов Гиннеса. Правда, после возвращения корпус было не узнать – он требовал покраски и рихтовки. Впрочем, уже очень скоро советская субмарина будущего вошла в состав Северного флота, когда и произошел курьезный случай с американцами.
Загадочный конструктор
Секретная разработка подлодки, подразумевала и строжайшую тайну вокруг ее разработчика. Имени руководителя прорывного проекта, выдающегося ученого, одного из ведущих специалистов, практически никто не знал. Николай Никитович не дал ни одного интервью, ни разу не выступил с публичной речью.
До сих пор о нем известно немного. Он родился в Москве, в семье рабочего, но перебрался в Петроград, и в городе на Неве окончил рабфак Ленинградского электротехнического института. Талантливого парня перенаправили в кораблестроительный институт. Исанин начинал в 1935 году как инженер-конструктор, но уже через 11 лет стал главным конструктором ЦКБ-17, которое занималось созданием военно-морской техники.
Под руководством ученого, помимо сверхбыстрой субмарины, создавались все секретные проекты, за что он был удостоен множества наград, большинство из которых присваивалось под грифом «секретно».
Опыт Исанина используется до сих пор, а разработки, похожие на примененные им, не удалось внедрить ни одному флоту мира. В 1994 году его именем названо научно-исследовательское судно, а на здании Морского конструкторского бюро «Малахит» установлена мемориальная доска.
Справка. Исанин Николай Никитович, родился 5 мая (по новому стилю) 1904 года. Умер 1 марта 1990 года. Наиболее известные разработки: линейные корабли, тяжелые линейные крейсеры, дизель-электрические и атомные подводные лодки.
Награды: дважды Герой Социалистического Труда; орден Октябрьской Революции, два ордена Трудового Красного Знамени, Сталинская и Ленинская премии. С 1970 года – академик АН СССР.