Фитнес-индустрия в России развивается семимильными шагами, и лидером премиум-сегмента на этом рынке уже много лет является сеть World Class
Фитнес-индустрия в России развивается семимильными шагами, и лидером премиум-сегмента на этом рынке уже много лет является сеть World Class. В этом году компания планирует начать международную экспансию и одновременно запустить сеть бюджетных фитнес-клубов.
О том, как устроен этот рынок и о ключевых трендах фитнес-индустрии в интервью корреспонденту Eg.ru Александру Дементьеву рассказал генеральный директор World Class, бывший топ-менеджер «Вымпелкома» и Microsoft Николай Прянишников.
- Николай, в России сейчас всплеск увлечения здоровым образом жизни, фитнесом. Как сказывается на вашем бизнесе этот интерес?
Рост количества фитнес-клубов и их клиентов сейчас очевиден. Да и общий интерес к здоровому образу жизни заметно возрос – такова общемировая тенденция. Если раньше после рабочего дня коллеги или партнеры шли в рестораны, то сейчас модно встречаться и общаться в фитнес-клубах.
Несмотря на кризис и сложности в экономике, у нас есть тенденции к росту клиентской базы: мы выросли на 10%. Теперь у нас 110 тысяч клиентов. Только за прошлый год мы открыли два новых клуба в Москве и один в Монако. Также мы отмечаем и рост посещаемости. Если в 2014 году хотя бы раз в месяц ходило 73-75% наших клиентов, то в 2015 году их уже более 80%.
Кроме того, у нас растет доход от услуг персональных тренировок. Например, доходы от персональных тренировок одного из наших клубов сравнялись с доходами от членства — таких показателей нет ни у кого в мире. Чтобы вы понимали, обычно доходы от персональных тренировок — это 10-20% доходов от членства.
- В этом деле умение продать себя имеет большое значение, надо повлиять на клиента, чтобы он принял решение потратиться на тренера. Как это у вас реализуется?
- В первую очередь, благодаря активной позиции наших тренеров. Например, если человек делает какое-то упражнение неправильно, тренер не будет стоять в сторонке, он обязательно подойдет и поможет. Причем, мы стремимся к тому, чтобы тренер был активным, но не навязчивым. Проявленный профессионализм и внимание люди отмечают и берут персональные тренировки.
- Какие качества самые важные для тренера?
- Главное - его профессионализм, потому что если он сам не обладает достаточными знаниями, то и клиенту дать ничего не сможет. Второе – это психология, умение работать с клиентом, вежливость. И третья составляющая – умение правильно подсказать, показать, помочь добиться определенных целей.
- А у вас есть определенные KPI (ключевые показатели эффективности) для тренеров?
- Да, есть целевые показатели по тренировкам, они разные для разных категорий — для тренажерного зала, для водных программ, для групповых.
Новому тренеру, как правило, дается какой-то период на адаптацию, вхождение в курс дела, а дальше уже стараться показывать максимум.
- Добрались до темы фитнеса и кризиса. По этому поводу существует два противоположных мнения. Первое, что доходы населения сокращаются и люди начинают экономить на фитнесе. Второе, что люди отказываются от дорогих машин и путешествий и больше начинают вкладывать в себя. Как вы это видите?
- С одной стороны, сегодня клиенты намного больше внимания уделяют стоимости карты и поиску наиболее выгодного предложения. С другой стороны, люди видят необходимость инвестировать в себя, в свое здоровье и красоту.
Николай Прянишников родился в 1972 году. Российский менеджер, один из ключевых руководителей «Вымпелкома» (бренд «Билайн») в период 2000—2008 годов, где, в частности, отвечал за международную экспансию сотового оператора. С 2009 по 2014 год — президент представительства корпорации Microsoft в России. С 01 июля 2014 года — вице-президент по развитию бизнеса Microsoft в Центральной и Восточной Европе. В сентябре 2015 года Николай Прянишников перешел в «Русскую фитнес группу» (РФГ), управляющую сетями фитнес-клубов World Class и World Class Lite.
- Какие тренды вы отметили на фитнес-рынке в России в последние годы и что ожидаете от 2016 года?
- Классический силовой тренинг остается трендом уже многие годы. Функциональный тренинг с петлями TRX приобретает все большую популярность среди клиентов, поскольку вам не нужны ни тренажеры, ни железо. Третья тенденция — это высокоинтенсивные 30-минутные тренировки. Если раньше все считали, что тренироваться надо не меньше часа, то сейчас люди предпочитают 30-минутные тренировки и экономят тем самым свое время. Четвертое, это сайкл-студии с видеосопровождением и фиксацией результата — интересная тема, которая заводит людей за счет того, что человек не просто крутит педали, но и видит свои. Еще я бы выделил Aqua Stand Up — удержание баланса на досках для серфинга, и Aqua Pole — занятия в воде на шесте. Все эти тренды в разной степени начинают быть представлены в России, ну а мы как лидеры в фитнес-индустрии стараемся первыми все это предлагать.
В Америке и Европе уровень проникновения фитнес-услуг существенно выше. Если мы посмотрим по России, то количество людей, пользующихся услугами фитнес-клубов, всего 2%, в Москве и Петербурге — около 6%. В Америке плюс-минус 20%, в Европе — почти 18%. Таким образом, потенциал для роста и развития огромный.
- Если сейчас в Москве уровень проникновения фитнеса 6%, то каким вы его потенциально видите в будущем?
- Я думаю, что удвоить процент проникновения за ближайшие 5-7 лет абсолютно реально.
- Есть ли на Западе что-то такое, что мы могли бы брать на вооружение?
- Я скажу парадоксальную вещь — World Class развил в России премиум-сегмент фитнес-индустрии лучше, чем он развит во многих странах мира. Мы очень плотно изучаем рынок в мировых столицах, потому что мы планируем мировую экспансию, и видим, что во многих богатых городах мира люди недовольны тем сервисом, который им предоставляют. В Лондоне, Париже или Нью-Йорке найти в центральных районах фитнес-клуб с большим хорошим бассейном очень сложно. Мы же в этом сегменте в России сделали очень хорошую работу — показатели по персональным тренировкам у нас точно лучшие в мире.
Так что скорее западные коллеги будут учиться у нас, а не мы у них.
Что есть на западе и еще не привилось у нас? В первую очередь, это фитнес-студии, они сейчас получили очень большое распространение в Европе и Америке. Это маленькие помещения (около 400 метров) с небольшой раздевалкой, душем и зоной для одного направления, например, сайклинг.
- У нас это вообще возможно? Будет ли это выгодно?
- У нас большого распространения не получило. Мы начали делать такие студии внутри наших клубов, куда человек мог бы просто записаться и прийти без членства. Мы думали и о том, как это сделать вне клубов, но у нас это работает только если стоимость аренды достаточно низкая, а хорошие места в торговых центрах уже заняты магазинами, которые могут платить большую аренду.
- Вы упомянули про международную экспансию. Какие у вас планы по этому поводу?
- Ключевой задачей остается сохранение лидерства в московском премиум-сегменте и активное региональное развитие. Что касается выхода за пределы страны, мы верим в то, что в премиум-формате во многих странах есть потенциал и нам есть что предложить. Там что мы будем искать места и открывать клубы.
К сожалению, я был вынужден чуть снизить амбиции по международной экспансии. Полгода назад казалось, что у нас временный кризис и все улучшится, сейчас же все понимают, что в ближайшие несколько лет Россию ждут тяжелые реалии бизнеса. А это значит, что я не должен все свои ресурсы вкладывать в другие страны, надо иметь резерв. Но мы в любом случае будем покорять Европу, просто постепенно - открываем один клуб, смотрим на динамику, может пойдем на какое-то партнерство.
- Какие страны и города вас интересуют в первую очередь?
- Мы оцениваем перспективы ключевых городов Европы, считая, что там есть платежеспособный спрос и интерес со стороны наших клиентов, которые туда переезжают или просто часто там бывают. Около 20% клиентов придется на наших соотечественников, но с остальными 80% надо рассчитывать на местную публику.
- Сколько клубов вы планируете открыть в этом году?
- Точно сказать не могу, но это единицы, потому что нам надо распределить ресурсы между Москвой, регионами и международной экспансией. Мы бы не хотели очень сильно рисковать, ведь конкуренция достаточно жесткая.
- Вы упомянули новые форматы, что это будет?
- Мы рассматриваем разные возможности для роста — это формат студий, о которых мы говорили, и большое направление лоукостеров, которое мы изучаем и думаем, как нам выйти на этот рынок. Лоукостеры — это упрощенный формат клубов, в которых будет только тренажерный зал, все очень просто и выгодно для клиентов. Но реализовывать этот формат мы будем точно не под брендом World Class. Думаю, это будет другая команда. Риск этого формата невелик, но требует отдельной модели, других подходов.
- Что в вашем понимании лоу кост?
- Сегодня лоу кост в России — это абонемент стоимостью 10-15 тысяч рублей в год. Выше — уже медиум, сильно выше — премиум. Мы ожидаем, что в будущем в России будет сложно средней нише. Останется премиум, потому что всегда есть обеспеченные люди, и будет направление лоу кост, куда пойдут все, кто хочет сэкономить. С другой стороны, я бы не хотел никого пугать, места хватит всем, ведь часто решающим фактором становится близость фитнес-клуба к дому или офису.
- Сколько могут составлять инвестиции в открытие такого лоу костеров и за сколько он окупается?
- Инвестиции составляют порядка 50-80 миллионов. Туда можно привлечь от 5 до 10 тысяч клиентов. Окупаемость затрат на один клуб в среднем составляет 3-5 лет. Это нормальный показатель, но сложность заключается в том, что надо попасть в место. Стоит немного не попасть, и окупаемость наступает не через 4 года, а через 7, а за это время клуб устаревает и в него надо снова вкладываться.
- А как часто надо обновлять фитнес-клуб?
- Через 10 лет, как правило, надо делать капитальный ремонт. Косметические ремонты мы делаем каждый год, начиная с третьего года после строительства клуба. Душевые, хамамы, сауны, бассейны — там постоянно происходят какие-то изменения.
- Если говорить о Западе, то сколько стоит открыть фитнес-клуб там, сколько может стоить абонемент в вашем премиальном формате и какие там сроки окупаемости?
- Открыть хороший премиальный клуб в Лондоне или любом другом европейском мегаполисе стоит приблизительно 3 миллиона фунтов или евро. Окупаемость мы оцениваем в 4-5 лет. Стоимость абонемента там сильно разнится, но в среднем это от 1 до 2 тысяч фунтов или евро в год. Но если ту же Москву мы знаем великолепно, и по карте можем просчитать, сколько в таком-то районе жителей, какие у них доходы, то Лондон мы знаем чуть меньше, поэтому больше вероятность ошибиться.
- У вас большой менеджерский опыт – вы успели поработать в Microsoft, «ВымпелКоме» (бренд «Билайн»). Сильно ли отличаются российский менеджмент от зарубежного?
- Часто российский менеджмент упрекают в несистемном подходе, неорганизованности. Менеджеры отвечают, дескать, менталитет такой.
Действительно я вижу некоторые различия, хотя со временем они стираются. Начнем с плюсов — у нас есть целеустремленность и умение работать в сложных условиях, ведь россияне пережили много кризисов, девальваций, они умеют найти нестандартное решение, в бизнесе это всегда помогает. У многих западных менеджеров эти качества развиты меньше. Они могут хорошо говорить, показывать красивые презентации, но, попав в нестандартную ситуацию, тут же теряются. Но нам есть что развивать, в первую очередь прозрачность принятия решений. Иногда это связано с тем, что люди просто не привыкли работать в прозрачной среде. Второе - неумение работать в матричных структурах, например, когда у человека не один руководитель, а несколько. Многим нашим это очень сложно: «Как это, у меня есть один руководитель, если он сказал — я побежал, не сказал — сижу и жду». В этом мы еще можем развиваться и тогда, сохранив наши сильные стороны, мы станем очень сильной единицей на международной арене.