Вадим Яковлев: Срывая по пьяни спектакли, Олег Даль горько рыдал
Известный актёр обменял набор коллекционных монет на женские трусики и колготы
- Актерская карьера - это судьба, удача и талант, - считает народный артист России Вадим ЯКОВЛЕВ, которому в минувшую пятницу исполнилось 70 лет. Несмотря на солидный возраст, он и сейчас востребован на сцене и в кино. Да и в день рождения, как оказалось, работал не щадя живота своего.
- Вадим Васильевич, как отметили юбилей?
- В родном театре «Балтийский дом» сыграл главную роль в спектакле «Сталин. Ночь», а после посидели с коллегами, как положено. Я из семьи актера, поэтому всегда знал, что моя жизнь будет связана с этой профессией. Еще совсем крохой был, когда отец, Василий Яковлев, заслуженный артист, вынес меня на сцену в спектакле. Потом поступил в театральный на курс к Товстоногову. Наш дипломный спектакль «Вестсайдская история» стал необыкновенно популярен: толпа зрителей вынесла дверь, чтобы попасть на показ. Потом практически весь наш курс взяли в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, который позже переименовали в «Балтийский дом». И вот всю жизнь, практически уже полвека, здесь работаю. Не представляю себя без этого театра, без моего родного Петербурга.
- Сериал «Агент национальной безопасности» многих питерских актеров - Хабенского, Пореченкова, Андрея Краско - возвел в ранг звезд. Вы тоже сыграли большую роль в этом проекте.
- Для ребят, которых вы перечислили, этот сериал стал началом большого пути. Режиссер Дмитрий Светозаров практически открыл в отечественном кино жанр иронического детектива. Нас с Андреем Толубеевым он пригласил сыграть двух полковников и позволил много импровизировать. А Краско поначалу утвердили на крошечную роль. Но Светозаров увидел, как Андрей пробежал по заднему плану, поскользнулся в луже, упал и очень естественно заплакал. «Какой интересный актер! Вот его и возьмем на главную роль», - велел режиссер. Андрюша был талантливым, но очень мало прожил. Всё, к сожалению, шло к трагической развязке: он злоупотреблял спиртным. Выпивать стал уже на том проекте. Сначала появлялся слегка нетрезвым, а потом его привозили практически невменяемым, откачивали и выводили в кадр. За этим, конечно, горько было наблюдать.
- Многие великие пили...
- Ну да, например Олег Даль, мой добрый друг. Очень тонкий и вдумчивый актер, вся киношная возня его раздражала, он часто был резок с непрофессионалами. Я с Олегом в театре работал, помню, пришел к нему в гримерку, когда спектакль отменили по причине того, что Даль явился подшофе. Никогда не забуду, как он сидел и горько рыдал из-за этого.
Однолюб
- Слышала, вы дружите и с Николаем Караченцовым?
- Да, многие годы. На съемках картины «Моонзунд», лет 30 назад, мы с Колей и Володей Гостюхиным побежали в соседний от площадки магазин, когда туда завезли огромный дефицит - чайники со свистком. А мы не разгримированные, в грязном военном обмундировании, перевязанные «кровавыми» бинтами. Публика в очереди ужаснулась от такого вида. Но ничего, по несколько чайников на брата купили. Караченцов от радости сам художественно присвистывать стал... Когда я приезжал в Москву, все время приходил к нему домой, а если он бывал в Питере, обязательно заглядывал ко мне. Когда в наш город впервые привезли спектакль «Юнона и Авось», я попросил у Николая контрамарку. Но оказалось, что их все уже разобрали. Так, представляете, он пошел и на свои деньги купил мне с женой и еще четверым людям из нашей компании билеты. Вот такой рубаха-парень.
- Правда, что до своей тяжелой травмы он не пропускал ни одной юбки?
- Коля любил женщин, что тут скажешь. Его популярность боком жене, Люде Поргиной, выходила. Вокруг Караченцова всегда вилась масса поклонниц, которые на него вешались и постоянно одолевали.
- Я - однолюб. С женой Светланой Алексеевной познакомился в 18 лет, во время учебы в театральном. Света оказалась чуть старше - ей было 23, но выглядела она совсем юной - маленькая, наивная. Она как раз приехала в Ленинград поступать в университет, но провалила экзамены и отдала документы в полиграфический техникум, с которым у моего института было одно общежитие. В загс мы отправились пешком: денег даже на трамвай не наскребли. Подходим, а там стоит весь мой курс. Георгий Товстоногов ребят к нам на свадьбу отпустил. Они-то все и организовали - песни, фотографирование, потом посадили нас в машину и отвезли в общежитие, где уже был накрыт стол. Очень веселая свадьба получилась. А два года назад мы золотой юбилей своей семьи отметили.
- В чем секрет вашего долгого брака?
- В любви и доверии. Соблазнов много, но нужно уметь их преодолевать. Мне одна женщина однажды предлагала квартиру и машину, только чтобы я к ней ушел. Но мне никто другой, кроме Светланы, не нужен. Я ее всегда баловал. Помню, в начале 70-х, отправляясь на гастроли в Париж, загадал, что привезу супруге шубу. В самолете с французом познакомился, который на заводе ВАЗ в России работал. Разговорились, обменялись контактами. И вот, прогуливаясь по французской столице, я увидел в витрине роскошную шубу. Блестящую, необычную. Хоть и из искусственного меха, но ужасно дорогую. Где же, думаю, взять денег? И тут осенило: нужно позвонить новому знакомому. Он согласился мне занять кругленькую сумму и в придачу сунул горсть только что выпущенных новеньких коллекционных монет. Прихожу в магазин, отдаю купюры и, ничего не понимая, достаю и эти монетки. Продавец, увидев их, так обрадовался, что за них насовал мне целый чемодан подарков - колготки, трусики, майки. Упаковал я, словом, жену по полной программе. Она потом в шубке как королева ходила. Ее часто останавливали на улице и спрашивали, где она купила такую роскошь.
- Вы вырастили двоих сыновей. Они пошли по вашим стопам?
- Оба пробовали себя в этой профессии, но актерами так и не стали. Старшему Вадиму, которого в честь меня назвали, скоро 50 лет исполнится, он бизнесмен. Впрочем, и младший Павел (ему почти 40), который получил имя в честь деда, тоже предпринимательством занимается. Хотя в свое время снимался в кино у маститого Астрахана, а когда юным был, играл в театре и сочинял неплохую музыку. Даже в театральный поступил, но быстро ушел оттуда - не понравилось.
Слово жене
- Вадим - замечательный муж, отец, дед, - поделилась супруга актера - театровед Светлана Алексеевна. - Я безумно любила его всю жизнь и сейчас очень люблю. Недавно вот женили нашего старшего 28-летнего внука Андрея. Наверное, скоро станем прабабушкой и прадедушкой. Вадик, наш старший сын, вообще в 17 лет женился. Ранние у меня мужчины: и муж, и сын.