Актёры, музыканты, режиссёры, фотографы, просто зрители написали в соцсетях о мэтре самое доброе и светлое
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ СТРАСТИ
Однокурсник Табакова - артист Игорь Кваша - вспоминал, что в молодые годы Олег был гурманом и любил обильно поесть. У него всегда была припасена вкусная и разнообразная еда. Иногда молодые артисты делали налеты на комнату Табакова, два-три человека держали его, а остальные в это время шарили по тумбочкам и шкафчикам, после чего запасы эти безжалостно истребляли, к великому огорчению хозяина.
Однажды Табаков отомстил обидчикам. Как-то простудился Олег Ефремов, и ему прислали мед, печенье, лимоны и прочую снедь. Табаков навестил больного и съел весь мед, все лимоны и все печенье.
- Уйди, - кричал Ефремов. - Мне это мама прислала!
- Спасибо, - невозмутимо отвечал Табаков, с улыбкой поглядывая на лежавшего в кровати друга. - Завтра еще приду...
Гастрономические пристрастия Олега Павловича были самые разнообразные. Но французская кухня - любимейшая.
- Гусиная печень и утка с апельсинами - это наивысшее наслаждение, - говорил артист. - Но самая вкусная еда - из детства. Бабушка готовила борщ, грибную лапшу, бигус - свинину с капустой и свинину с черносливом. Юность прошла в ресторане ВТО, где подавали знатные блюда: поджарка, котлеты по-киевски, сельдь по-бородински. Последнее - отменная закусь под крепкие напитки и для возбуждения аппетита. Я наловчился делать селедку сам. В томатную пасту нарезаем лук (лучше сделать смесь из красного сладкого и золотого), все вместе взятое чуть-чуть сдабриваем соевым соусом, добавляем оливковое масло и заливаем кусочки сельди. Моя Маришка - тоже изумительный кулинар. Особенно мне по душе ее борщ и гороховый суп со свиной ножкой.
ВАЗЕЛИНОВЫЕ ЛАДОШКИ
Табаков всегда замечательно разыгрывал и подначивал друзей и коллег. Единственным человеком, который ни разу не попался на его хитрости, был Евгений Евстигнеев. Тот умел вовремя обнаружить подвох и избежать подначек. Все-таки и он однажды попался, но гениально вывернулся и даже остался в выигрыше.
Шли съемки фильма «Продолжение легенды» про большевиков, в котором Евстигнеев играл старого большевика, а Табаков - юного романтика. Они должны были познакомиться и пожать друг другу руки. И вот Табаков незаметно набрал в ладонь липкого вазелина и пожал рабочую руку Евстигнеева. Все, кто знал о готовящейся провокации, особенно внимательно наблюдали за Евгением Александровичем.
Евстигнеев же не только сумел остаться бесстрастным, но и начал блестящую импровизацию. Как бы от избытка чувств он вскинул измазанную вазелином ладонь и начал ласково гладить Табакова по волосам и щекам.
НЕПРИЛИЧНЫЙ ЖЕСТ
О шуточках Табакова рассказывал и Михаил Козаков. В спектакле «Баллада о невеселом кабачке» Козаков, обращаясь к зрительному залу, произносил большие драматические монологи. У Олега Павловича была роль горбуна-мальчишки, и он постоянно смешил партнеров.
- Такому рассказчику - хрен за щеку! - отчетливо, но негромко произнес Табаков, прохромав по сцене.
С трудом сдерживая смех, они доиграли сцену. После спектакля с Табакова взяли слово не смешить Козакова в этой ответственной роли.
- Клянусь, больше не буду! - пообещал шутник.
Табаков слово сдержал. На следующем спектакле, проходя мимо Козакова, он ничего не сказал, а хитро оглядев всех и как бы демонстрируя, что он человек чести, всего лишь оттопырил языком щеку.
ВЕСЕЛЕНЬКАЯ ПОЕЗДОЧКА
В конце 80-х Табаков снимался на Украине в картине «Раз, два, горе - не беда...». В один из дней после смены надо было улетать, а работа не заладилась - его сцены с Андреем Соколовым откладывали.
- Я бегал по площадке, создавая ненужную суету, тщетно пытаясь ускорить съемочный процесс, - поделился Андрей. - Дело было летом, снимали в степи. Олег Павлович попросил рабочих принести несколько охапок сена, положил на них телогрейку и завалился на боковую. Я к нему:
- Как же?! Опоздаем! Самолет!
На что ознакомился с аксиомой кинематографа номер один:
- В кино опоздать нельзя!
...А после съемок одного из эпизодов в картине «Искусство жить в Одессе», опять же, опаздывая в аэропорт, мчались с ним на «гаишной» машине, из репродуктора которой голосом кота Матроскина пешеходов просили не мешать движению и бросать в воздух чепчики, а автомобилистов - сопровождать нашу машину звуковыми сигналами. Когда мы вошли в здание аэропорта, там была уже целая армия поклонников.
ШОУ ЛИЛИПУТОВ
Актеры театра «Современник» прибыли в Ригу на летние гастроли. Многие приехали с супругами и детьми. В один из вечеров они отправились в ночной ресторан. Мужчины были в смокингах, дамы в вечерних платьях, сыновья Табакова и Евстигнеева - Антон и Денис - в костюмах и белых рубашках. Швейцар преградил им дорогу и сказал, что детям на ночное шоу вход запрещен. Никому не хотелось отводить детей в гостиницу и пропускать шоу.
Табаков не растерялся: он подошел к швейцару и сказал ему на ухо: «Как вам не стыдно! Зачем оскорблять людей! Они имеют такие же права, как и все мы! Ведь это лилипуты!» Швейцар смутился, покраснел и пропустил «лилипутов».
ТОЛЬКО ЦИФРА
- На первый гонорар за киносъемки (в фильме «Тугой узел») Табаков купил «Победу». Стоило авто 16, 5 тыс. руб.
КОРОТКО И ЯСНО
Актеры, музыканты, режиссеры, фотографы, просто зрители - все в день печальной новости и всю следующую неделю вспомнили в соцсетях о ТАБАКОВЕ самое доброе и светлое. (Орфография и пунктуация авторские)
Сергей БЕЗРУКОВ, актер и режиссер:
- УЧИТЕЛЯ больше нет... Олег Павлович, я счастлив, что ты был в моей жизни. Мастер! Мэтр! ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ АКТЁР! Нам, ученикам твоим, теперь будет непросто... Мы должны быть достойны тебя. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ОЛЕГУ ТАБАКОВУ!!!!!!
Галина АКСЕНОВА, искусствовед и жена Вениамина СМЕХОВА:
- Кажется, как недавно это было, но уже не вернется... Вспоминаю... Я поступала в самую первую студию Табакова, когда он набирал девятиклассников, и даже проучилась там полгода. Вместе с Виктором Шендеровичем и другими замечательными людьми. С тех пор и до сегодняшнего дня - мое поклонение Олегу Павловичу Табакову. А в 2000-х восемь счастливых лет работы в Школе-студии МХАТ... Теперь все будет по-другому...
Любовь ТОЛКАЛИНА, актриса:
- Вот они - наши вожди, учителя, вдохновители и организаторы всех наших скромных побед, прошлых и будущих - Олег Палыч и Алексей Владимирович Баталов... Отбыли в долгосрочную командировку туда, к звездам..... Олег Палыч не был моим учителем, но много лет подряд, из года в год, я пользуюсь его бесценным советом, как готовиться к выходу на сцену. Самое главное перед началом спектакля, говорил он, - хорошенько поспать. Спасибо. Спите спокойно. Светлая, светлая, светлая память.
Екатерина МАЛИКОВА, актриса:
- Во время учебы в школе-студии МХАТ, перед экзаменами по мастерству мы всегда страшно трепетали, зная, что смотреть придёт Олег Палыч Табаков. И, когда с традиционным 30-минутным опозданием в зал, наконец, садился этот Человек с его неизменным пакетиком еды в руке и мило шуршал им весь экзамен, мы, корячась, пыхтя и костеря злосчастный пакет, высекали из себя зачатки искусства. Каждый из нас мечтал только об одном - чтобы ОН взял в ТЕАТР… Самые храбрые и борзые из нас называли его по-свойски Табак. Rest In Peace, Олег Павлович... Любовь, признательность и бесконечная благодарность за все...
Олег ГАЗМАНОВ, певец:
- Сложно представить себе наш театральный мир без Олега Табакова. Ушёл в вечность Великий актёр, целая эпоха. Очень жаль...
Тимофей КОЛЕСНИКОВ, фотохудожник:
- Был конец июня. Прошло уже три года, солнце пекло тогда. Мы (съёмочная группа) очень ждали Олега Павловича, чтобы снять его в смокинге на гольф-поле. Он приехал вовремя, мы начали с интервью. Довольно долго общались, пили чай, Олег Павлович принёс с собой попкорн, с улыбкой спросил - будете? В воздухе витала доброта и радость. Он рассказывал, как важно здороваться с незнакомыми людьми. Что-то изменил во мне тогда, к лучшему.
Анастасия БАР, актриса и режиссер:
- Лет восемь назад, когда я ещё училась в Высшей школе режиссеров и сценаристов, мне довелось поработать на картине великого Виталия Вячеславович Мельникова «Поклонница». И одно из поручений выполнять было особенно легко и приятно - иногда я встречала артистов, которые приезжали в Питер на съемку. Нужно было доехать с ними до гостиницы и убедиться, что все хорошо заселились.
Так я познакомилась с Олегом Павловичем Табаковым.
Боже мой, как я радовалась, когда мы застревали в пробках от Московского вокзала до «Ленфильма», и я, начинающая кинематографистка, получала возможность вести неспешные беседы с одним из величайших актеров, театральных педагогов и организаторов в мире!
Мне было интересно, как Олегу Павловичу удается выбрать из огромного количества артистов, которые едут поступать к нему на курс или в театр, именно СВОИХ. И Табаков мне ответил: «Один из способов такой: я сажусь среди пустого театрального зала, и артист должен выйти на огромную сцену один. И когда он там стоит в одиночестве, ему даже ещё делать ничего не надо, просто стоять. И я сразу вижу, какое пространство охватывает его личность, какой зал он может удержать - 300 человек, 600, полторы тысячи, или даже больше... Вот когда я увидел на прослушивании Машкова, то сразу понял, какое мощное от него идет лучеиспускание! На огромную аудиторию!»
Владимир МАШКОВ, актер:
- Олег Павлович… больно невыносимо... Спасибо за все!.. ЛЮБИМ! глубочайшая рана, которой не зажить...
ПРОЩАЙ
Народный блогер, актер Станислав САДАЛЬСКИЙ написал в «Живом журнале»:
«В труппу «Современника» меня принимал Табаков, в ту пору он был директором театра. Основатели его звали Лёлик.
Я, разбавляя массовку на сцене, обожал из-за кулис наблюдать, как работает мастер. Я учился.
Табаков всегда был бесстрашным человеком, мало кто знает, что когда советские войска ввели в Чехословакию, единственным актером в СССР, который осудил наше правительство, был Олег Табаков - член КПСС, секретарь партийной организации, выдающаяся личность…
Тогда он получил всего лишь строгий выговор с занесением, но, согласитесь, это поступок великого гражданина!
А еще у Табакова была чудесная слабость - занимать бедным актерам деньги. Иногда, опоздав на выход или репетицию, мы, молодые, делали жалостливые лица и говорили: «нет денег».
Табаков, как директор, обязан был объявить выговор, но Олег Павлович просто расплывался от счастья:
- Сколько?
- 10 рублей.
Он тут же доставал деньги… и прощал грубейшее нарушение в театре.
Правда, всегда помнил, кто ему должен!)
Царствие небесное тебе, Мастер, прости и прощай!»
Как Антон Табаков из-за любовницы Евстигнеева отца дураком назвал
30 мая в продаже появится сборник «Все о моем отце», подготовленный проектом «Сноб» совместно с издательством «АСТ» и фестивалем «Черешневый лес». Будет там и глава об Олеге ТАБАКОВЕ. Написал ее сын артиста - Антон.
«Я не уверен в том, что люди, родившиеся на Волге, - а мы с отцом появились на свет в Саратове - обладают природной склонностью к плаванию. Папа, например, так плавать и не научился, я же освоился в воде легко и быстро. Но вот в том, что в советское время все волжане по каким-то причинам влюблялись в автомобиль «Волга», тут в нашей семье сомнений никогда не возникало.
Мне кажется, что машина у нас была всегда. И хотя папа менял автомобили достаточно регулярно, это всегда была «Волга» с неизменным номером 00-58 и всегда грязно-белого цвета. Белая - потому что таков был ее природный окрас, грязная же - поскольку я ленился ее мыть, а эта обязанность была целиком и полностью возложена на меня.
Мы часто ездили в гости к папиному другу Александру Митте, с сыном которого Женькой я тоже дружил. Мы жили тогда у метро «Аэропорт» на улице Черняховского, потом перебрались на Селезневскую, а Митты обитали на другом конце города, на проспекте Вернадского. Казалось, что это немыслимая даль, как какая-нибудь Тверь, и подготовка к столь серьезному путешествию начиналась с раннего утра. Я нехотя выходил во двор с ведерком воды и размазывал грязь по кузову, оставляя подтеки и разводы. Потом появлялись родители, папа садился за руль, и мы трогались. Почему-то дорога туда была всегда длиннее, чем обратно, зато, когда мы приезжали, я досыта наигрывался Женькиными игрушками - у него их было какое-то немыслимое количество. Мне казалось, что вот есть «Детский мир», а следом за ним сразу Женькина квартира. У меня же почему-то в игрушках был дефицит.
Были у нас с папой и по-настоящему длительные путешествия - наши традиционные поездки в Саратов. Однажды по пути в небольшой его пригород, где мой дед Павел Кондратьевич работал в местном санатории, - на грунтовой дороге нас застал ужасающий ливень. Творилось что-то невообразимое, кругом бурлили потоки воды и грязи. Машина встала, а потом начала медленно сползать в кювет на глазах у растерявшегося папы. Поскольку он весьма редко позволял себе быть растерянным, я понял, что случилась настоящая катастрофа. На улице ночь, ничего кругом нет, только вдалеке маячат тусклые огоньки. Мы пошли на их свет в надежде найти хоть какую-то подмогу. Подходим к дому, стучимся - дверь открывается, и до нас доносятся знакомая мелодия и слова, которые к тому времени выучил даже я: «Мгновения, мгновения, мгновения…» На маленьком экране с водяной линзой мелькают нечеткие силуэты папы и Вячеслава Васильевича Тихонова, а на нас совершенно ошалевшими глазами смотрят люди, узнавшие в стоящем перед ними вымазанном глиной и промокшем человеке холеного героя телефильма. Потом вся деревня в едином порыве вытаскивала нашу «Волгу», толкала ее к какому-то отстойнику, мыла и приводила в порядок. Нас усадили за стол, что-то говорили…
В другой раз мой товарищ Денис Евстигнеев подбил меня поехать в аэропорт встречать какую-то его пассию. Но одно дело дворами и переулками передвигаться по окрестностям, совсем другое - выехать на автомагистраль, причем на нашей «Волге», которую, по крайней мере, когда мы ездили с отцом, многие постовые узнавали издалека. Однако Денис в категоричной форме заявил, что если мы не встретим эту девушку в аэропорту, то жизнь его закончена. И я пошел у него на поводу. Мы действительно ее встретили, отвезли домой, необходимое впечатление было произведено, меня никто не остановил, но… на обратном пути я помял крыло. Ситуация была совершенно катастрофическая - исправить, починить ничего было нельзя, и я находился в абсолютной панике. Я знал, что отец меня не накажет - он вообще меня никогда не наказывал и уж тем более не бил и даже подзатыльником не награждал. Но видеть боль на его лице, когда он всякий раз пытался до меня докричаться, а я все делал в точности наоборот, было просто невыносимо. Я готов был провалиться сквозь землю, так мне было неловко и стыдно за себя.
Оказавшись в таком тупике, я не придумал ничего лучшего, как на заднем пыльном стекле написать «Табаков - дурак» и оставить около помятого крыла некий тяжелый предмет, какую-то трубу. Как ни странно, это сработало: да, у папы была народная любовь, но было и другое. Не скажу что зависть, но какая-то ложка дегтя в бочке меда постоянно присутствовала».