Жестокие кровопролитные войны часто имеют романтичные или загадочные имена. Но даже на этом фоне выделяется «война Тойот», разразившаяся в Африке в конце прошлого века.
«Войной Тойот» назвали заключительную часть чадско-ливийского конфликта. Военные действия на территории Чада шли с 1978 по 1987 годы. В этих боях участвовали вооруженные силы нескольких местных группировок, а также двух иностранных держав – точь-в-точь как в современной Сирии. Правда, вместо России и США в конфликт вмешались страны помельче – Ливия и Франция. Интервенты поддерживали разные стороны, а те, в свою очередь, обещали своим покровителям разнообразные послевоенные привилегии.
Ливийский лидер Муаммар Каддафи намеревался установить контроль над «полосой Аузу» – спорной территорией на границе двух государств. Еще в 1935 году Италия, которой тогда принадлежала Ливия, получила эти земли от Франции, но при послевоенном переустройстве мира уже независимая Ливия подписала договор с Францией, согласно которому полоса возвращалась под французское владычество, а впоследствии она оказалась на территории получившего независимость Чада. Огоньку в вопрос добавляет предположительное наличие урановых месторождений на спорных землях.
Почти до самого конца девятилетнего конфликта было неуместно говорить о равносильности военной мощи двух стран. С одной стороны – бедное государство Чад с малочисленной армией, без военно-воздушных сил и нормальной бронетехники. С другой – поддерживаемая СССР Ливия, имевшая на вооружении ударные истребители, танки Т-55, бомбардировщики ТУ-22 и много другой техники. Группировки северных провинций и ливийские войска шаг за шагом выбивали из стратегических объектов регулярную армию Чада и уничтожали ее склады.
Но в 1987 году французы решили поддержать свою бывшую колонию. ВВС Франции начали сбивать ливийские бомбардировщики, до той поры полностью царившие в небе. Но главное – Чад получил от Франции 400 рамных внедорожников Toyota Hilux, многие из которых были оборудованы пулеметами, а некоторые –противотанковыми ракетными комплексами «Милан».
Собственно, именно «Тойоты» и сыграли решающую роль в победе Чада над противником. Благодаря им регулярная армия разгромила врага буквально за два сражения: возможность быстрого перемещения войск на джипах оказалась важнее всех ливийских козырей. А советские военные советники предпочли в эту войну не вмешиваться.
За время этой спецоперации ливийцы потеряли одиннадцать чехословацких самолетов L-39, около 200 БМП, столько же танков, две зенитные батареи и примерно две тысячи солдат. Хорошо знавшие местность офицеры армии Чада под руководством французских советников сполна использовали преимущество юрких «Тойот» над неповоротливыми танками в скорости и маневренности. Как результат – полное отражение интервенции. Полоса Аузу и по сей день остается за Чадом.
После окончания операции начальник штаба чадских национальных вооруженных сил Ахмед Муса-Ми сказал фразу, которая облетела весь мир:
– Теперь мы знаем, что лучше иметь хорошую «Тойоту», чем Т-55.
Конечно, он был неправ. Несмотря на все развитие техники, до сих пор главную роль в сражениях играет человеческий фактор. Как вьетнамцы не смогли овладеть реактивными истребителями, так и ливийцы оказались слабыми танкистами. Согласись Советский Союз вмешаться в дело на тех же Т-55, судьба японских джипов была бы столь же предсказуемой, сколь и печальной. Но – перестройка, новое мышление, общечеловеческие ценности, афганский опыт… Ливийцев бросили на произвол судьбы.
В результате почувствовавшая безнаказанность Франция через четверть века приняла активнейшее участие в новой интервенции, теперь уже в саму Ливию. В результате Мауммар Каддафи был убит, а страна погрузилась в пучину многолетней гражданской войны.
Вот что бывает, если вовремя не подбить несколько сотен японских внедорожников.