Владимир Потанин между «Тенью» и идеальным «Я»

Владимир Потанин между «Тенью» и идеальным «Я»
Владимир Потанин
Сериал «Минута тишины» Владимира Потанина обладает умеренными художественными достоинствами, но представляет собой незаурядное явление с точки зрения психоанализа.

Предыстория

Выходу сериала “Минута тишины” на экраны предшествовала интенсивная рекламная кампания, из которой мы знаем, что инициатором, спонсором, автором идеи, консультантом и соавтором сценария фильма выступил миллиардер Владимир Потанин. Он же послужил прообразом главного героя сериала.

Если не считать горнолыжного курорта “Роза Хутор”, построенного структурами миллиардера в Красной поляне, “Минута тишины”, возможно, первый проект, по-созданный Потаниным. “Норильский никель”, “Т-банк” и другие предприятия, принадлежащие холдингу “Интеррос” были приобретены им точно так же, как и “Черный квадрат” Малевича. “Роза Хутор” отличный курорт, но он совсем не является отражением личности создателя и его интенций. Другое дело “Минута тишины”, произведение искусства, под которым творец поставил свою подпись: “Потанин”. Здесь его личность раскрывается не только через образ главного героя, но и через весь проект в целом - через все 10 серий и мифологизацию работы над сериалом.

Получился прекрасный материал для исследования. Намного нагляднее, а потому - ценнее, чем если бы предприниматель в течение нескольких часов просто рассказывал о себе. Потанин пускает нас в область своего бессознательного. После просмотра остается один только вопрос: “Зачем”?

Олигарх глазами сценариста

Первое впечатление при сопоставлении общедоступных знаний о Владимире Потанине с его персонажем (Валерием Королевым) в фильме - мы имеем дело с хрестоматийный примером нарциссического расстройства личности. Точно так же, как в древнегреческом мифе Нарцисс любовался своим отражением ручье, Потанин любуется своим отражением в главном герое сериала - Королеве.

Люди, страдающие нарциссическим расстройством переоценивают свои способности и преувеличивают свои достижения. В сериале все вращается вокруг Королева. Прибывшая в вымышленный Наристан для оказания помощи пострадавшим от землетрясения психолог Мария Стрельцова, едва столкнувшись с Королевым, перестает работать с другими пациентами. Она бросает полевой госпиталь, занимается исключительно пациентом с амнезией и синяком на плече Королевым. Только после того, как олигарх улетает в Москву, Стрельцова возвращается к работе с другими.

Все женщины в сериале влюбляются в Королева. Первую жену он увел у друга, ослепив ее своими умом и изобретательностью. Помощница Королева по “Проминвесту” боготворит начальника и безнадежно влюблена в него. Психолог тоже покорена им. Ради него Стрельцова сразу же ввязывается в опасные для жизни авантюры, отвергает любовь и ухаживания других мужчин. Характерна сцена в Париже, когда услышав пение олигарха, женщина забывает о своем спутнике, сотруднике МАГАТЭ, оставляет его одного посреди парижской улицы и уходит к Королеву.

Здесь несложно угодить в ловушку и на основании только любовной темы диагностировать “нарциссическое расстройство”. Но в этой оценке есть один существенный изъян. Владимир Потанин не является полноценным автором сценария. Он, очевидно, отвечает только за автобиографическую и деловую части сценария - за бизнес-кейсы и образы героев-бизнесменов. Лирическая линия, скорее всего, писалась без его участия. Соответственно, нарциссическими чертами в описанном выше контексте его наделяет сценарист Илья Тилькин. Чего здесь больше - наблюдательности, фантазии драматурга или лести, мы не можем судить. Как не можем возложить на Потанина ответственность за такой успех его киновоплощения у женщин. Но мы можем обратить внимание на другие моменты.

Нарциссическое расстройство личности

Люди, подверженные нарциссическому расстройству личности, озабочены фантазиями великих достижений. Они хотят быть объектами восхищения, уважения, почитания, любви. При этом они избегают местоимения “я”. Это истерической личности свойственно сказать о себе: “Я молодец”. Так, например, в сериале ведет себя Лев Исаев. Нарциссическая личность будет говорить “меня”, избегая прямых утверждений о себе. Еще лучше, когда оценку дают другие. В “Минуте тишины” это реализуется через высказывания о Королеве других героев.

“Говорят, он спас девочке жизнь”. “Шеф на шахтеров никогда бы вину не свалил”. “Ты гений”, - слова Льва Исаева. “Я наблюдал тебя в деле, ты видишь будущее и умело манипулируешь людьми”, - хаврактеристика от акшая Мансура. “Башка у тебя золотая, Валера Королев”, - говорит совхозный начальник. “Мне про тебя другое рассказывали”, - с уважением произносит губернатор. “Валера человек другой, он за мир до последнего держится”, - отдает дань уважения Королеву спецслужбист, работающий на врага. “Мы не на того поставили”, - сожалеют китайцы об упущенном партнерстве с Королевым. Не все из этого находится в зоне ответственности сценариста Тилькина, большей частью - это из кейсов Потанина.

Вообще, нарциссизм приходит к нам из детства. Этот тип характера формируется при сочетании двух факторов в семье. Первый — эмоциональная пустота в отношениях со значимыми взрослыми, прежде всего с матерью. Второй — непомерно высокие требования в семье, перфекционизм, когда из ребенка пытаются сделать идеал. Если эти два фактора накладываются на врожденную достаточно уязвимую и эмоциональную психику, то заражают его чувством стыда и с большой вероятностью приводят к формированию нарциссической личности.

В сериале есть сочетание обоих факторов. Эмоциональная пустота во взаимоотношениях с матерью оформлена через тотальное отсутствие упоминанией о матери Королева. Отца в фильме много. Он олицетворяет родительский перфекционизм, предъявляет высочайшие требования к сыну. Королев испытывает стыд, чувствует, что разочаровал отца, вследствие чего они долгое время не разговаривают. Все необходимые условия для формирования нарциссического расстройства личности налицо.

Идеальное Я

Сериал обращен к бессознательному желанию автора (именно автора идеи, а не режиссера, сценариста и продюсера) достичь идеального Я. В психоанализе Зигмунда Фрейда — это внутренний образ себя, каким человек хочет стать. Он состоит из “сознательных и бессознательных образов человека - того, кем он хотел бы быть, созданных по образцу определенных людей, которых он... считает идеальными”.

Большинство людей видит, насколько невыполнимо достижение идеального Я, но многие фильмы дают выход тому, чтобы желание идеального Я стало реальностью. Кино предлагает нам множество вариантов идеального Я. Например, Джеймс Бонд, в нем идеальное Я зрителей находит облегчение от ограничений, накладываемых реальностью, от страхов, от некомпетентности. Джеймс Бонд пренебрегает законами физики и всегда побеждает, у него непогрешимая внешность, он способен добиться любой женщины, он способен убить любого без последствий для себя, он заставляет мир соответствовать всем своим желаниям.

Отброшенная Тень

Учение Карла Густава Юнга об архетипах и коллективном бессознательном стало, вероятно, даже более влиятельным среди представителей творческих профессий, чем теории Фрейда. Юнг считал, что существует некий элемент бессознательной структуры, который отражает общие или коллективные психологические образы и идеи, названные им архетипами. В течение многих тысяч лет архетипы находили отражение в мифах, религии, легендах, в разных видах искусства. Сегодня они представлены по большей части в кино. Архетипы выражают всеобщие человеческие потребности, такие как потребность в родительской заботе, в любви и самовыражении, стремление к душевному равновесию и общению с другими людьми, а также потребность в экзистенциальном возрождении.

С экзистенциальным возрождением героя мы и встречаемся в сериале “Минута тишины”. Это возрождение - все то, что происходит с героем после катастрофы, потери им памяти и спасения. Все дальнейшие события, происходящие с героем, представляют собой его конфликт с собственной Тенью.

Вообще, Тень — это термин, введенный Юнгом для обозначения тех аспектов нашей личности, которые нам не нравятся или с которыми мы не хотим ассоциироваться. Мы можем не признавать их частью себя.  Тень выполняет компенсаторную функцию, включая в свое содержание то, что личность не позволяет себе сознательно. Тень – это бессознательное содержание, неподконтрольное Эго. Эго переживает свою Тень, проецируя ее на других, как в пословице «в чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем».

Потанин проецирует свою Тень на отрицательных героев, противостоящие ему. Это друг и партнер главного героя Лев Исаев и враг Валентин Блажиевский. В образе Исаева изображен бывший партнер Потанина - Михаил Прохоров. Блажиевский не настолько хорошо узнаваем, т.к. это собирательный образ. Его автор наделил чертами разных людей, с которыми он конфликтовал. В прессе чаще всего звучали имена Гусинского, Березовского, Лисина. Наверняка в эту гремучую смесь Потанин замешал и Дерипаску. “Положительного олигарх” Королев получается путем вычитания из Потанина всех его грехов и пороков. Изначально отрицательных Исаева и Блажиевскома автор наделяет еще и  теми своими качества, которые не признает и не хочет замечать в себе.

Юнг определил Тень как моральную проблем­у, которая бросает вызов Я целиком. Ни­кто не может осознать ее присутствие без значительных нравственных усилий, считал Юнг.

Кризис индивидуации и идентификации

Определенные нравственные усилия требуются и зрителю, чтобы постараться понять мотивацию Потанина, решившего инвестировать (в разных смыслах) в сериал “Минута тишины”.

Например, человеку, далекому от макиавеллизма, трудно понять, зачем автору понадобилась сцена встречи Королева с Министром обороны, где Королев решает свои бизнес-проблемы за счет неформальных (они вместе играю в хоккей) отношений с министром. Тот соглашается продать необходимые олигарху редкоземельные металлы, находящиеся на балансе минобороны, за обещание бизнесмена не пропустить следующий хоккейный матч.

Или зачем, в общем-то эмпатичного Королева наделять чертами психопата в конце фильма, когда он фактически отправляет на виселицу предавшего его друга и партнера Исаева. Фильм начинается со сцены казни через повешение попавшегося на коррупции чиновника, а заканчивается задержанием по заказу Королева спецслужбами Наристана Исаева также по делу о коррупции. Зрителю дают понять, что судьба героя предрешена.

Проект Потанина “Минута тишины” похож на подведение итогов и нерукотворный памятник, который олигарх воздвигает себе, переживая внутренний психофизиологический кризис. Он возвращается к истокам, к стыду и желанию нравиться.

Ответ легко найти, если взглянуть на ситуацию с потанинской “Минутой тишины” через призму теории идентичности представителя американского неофрейдизма Эрика Эриксона. Одной из основных черт, способствующих развитию идентичность, можно сказать, ее опорной точкой, является понятие жизненного цикла. Эриксон считал, что развитие человека, а значит и его идентичности, продолжается на протяжении всей жизни, а не только в первые ее годы, как считал Фрейд.

Эриксон посвятил свою работу исследованию жизненного цикла человека и выделил в нем восемь этапов, сопровождающихся кризисом идентичности. Для рассматриваемого нами кейса значение имей последний, восьмой этап - “старость” (от 65-ти лет до смерти). Он характеризуется борьбой “целостности Эго против отчаяния”.

3 января этого года, накануне выхода сериала на Первом канале ТВ, Владимиру Потанину исполнилось 64 года. По Эриксону, он на пороге старости. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Все оказалось настолько прозрачно, что становится даже как-то не по себе. Сериалом “Минута тишины” стареющий Потанин пытается “излечиться” от отчаяния за “неправильно” прожитую жизнь и построить виртуальный замок интегративности.