Встречая на улицах Киева актрису Людмилу Мызникову, многие из тех, кто видел знаменитый фильм Александра Роу, не подозревают, что перед ними — исполнительница главной женской роли
Синеглазая капризная красавица с черными косами, самозабвенно любующаяся собой в зеркале, и сегодня тревожит сердца зрителей — стоит появиться на экране фильму «Вечера на хуторе близ Диканьки». Актриса Людмила Мызникова до сих пор с удовольствием вспоминает то время — еще бы, ведь она тогда была юной 19-летней «чаровницей», вслед которой оборачивались все мужчины! Девушка прекрасно понимала, насколько она хороша, идя по улице, то и дело поглядывала на свое отражение в стеклянных витринах. Словом, не только внешностью, но и характером была вылитая Оксана из повести Николая Гоголя!
Девушка в белой шубке
Видимо, это сходство уловил опытный режиссер Александр Роу, когда увидел идущую по коридору киностудии девушку в белоснежной шубке. «Вот же она — наша Оксана!» - темпераментно воскликнул Роу и подбежал к Людмиле, которая в тот день приехала на кинопробы для другого фильма.
И Людмила стала Оксаной — несмотря на то, что претенденток на выигрышную роль у знаменитого режиссера было более пяти тысяч, и героиня в общем-то была уже утверждена. Интуиция Роу не подвела: сегодня уже невозможно представить себе другую Оксану.
Людмиле предстояло уехать на съемки очень далеко от Киева — в холодный Мурманск, ведь нужно было снять настоящую зиму, с сугробами и замерзшей рекой. Мама не хотела отпускать 20-летнюю дочку в такую даль.
Но за дело взялся режиссер — Александр Артурович сам приехал домой к Мызниковой и убедил ее маму, что все будет хорошо. Людмила Николаевна с теплом и благодарностью вспоминает своего режиссера и говорит, что он был таким внимательным и заботливым не только по отношению к ней, но и по отношению ко всем своим артистам.
Холодно-горячо
Начало мая на Кольском полуострове, неподалеку от Мурманска, где декораторы выстроили настоящий малороссийский хутор, выдалось снежным: вокруг — высокие сугробы, лед, холод.
Но обстановка внутри группы была, наоборот, очень теплая. Юная Людмила довольно быстро подружилась с коллегами, и роль у нее получалась. Вот только никак не могла заплакать в церкви. Тогда Александр Роу посоветовал девушке: «Вспомни о маме. Ты ведь соскучилась по ней, давно не видела...». Людмила подумала о далеком доме, о родителях — и слезы сами полились из глаз. Сцена была снята.
Пожалуй, самые тяжелые испытания во время съемок «Вечеров...» выпали на долю артиста Георгия Милляра, который играл Черта. Сначала планировали снимать сцену с нырянием в прорубь в павильоне «Мосфильма», но Милляр, который всегда относился к своей работе очень серьезно и все трюки выполнял сам, запротестовал: ненатурально получится! И в итоге артист отважно нырял в своем тоненьком костюмчике Черта в настоящую прорубь, при минусовой температуре.
Кстати: Александр Роу хотел назвать свой фильм «Ночь перед Рождеством» - ведь именно по этой повести был написан сценарий. Но комиссия «зарубила» название: ведь в СССР вовсю велась антирелигиозная пропаганда, слово «Рождество» вообще не рекомендовалось употреблять, а если уж возникала необходимость — оно писалось с маленькой буквы. Поэтому Роу был вынужден дать фильму название, под которым Гоголь объединил несколько своих ранних повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки».
«Вот оно, счастье»
Успех картины, вышедшей на экраны в 1961 году, был ошеломляющим. Все пророчили красавице Оксане, Людмиле Мызниковой, успешную актерскую карьеру - ведь с такой внешностью и способностями, да еще после старта, данного самим Роу, только играть да играть! Но судьба Людмилы сложилась иначе.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - в сущности, единственная ее знаменитая картина. До этого был эпизод в «Грозе над полями», где ее фамилию даже не указали в титрах. В 1970-м Мызникова сыграла в фильме «Два дня чудес».
После «Диканьки» ей предлагали роли, но молодая актриса от них отказывалась, предпочтя работу на театральных подмостках. В те года судьба свела ее с будущей знаменитостью – режиссером Романом Виктюком, с которым они вместе служили в Киевском ТЮЗе. Но кинокарьера ее прервалась не просто на годы – на десятилетия, и только в середине 2000-х телезрители увидели актрису в эпизодах сериала «Возвращение Мухтара».
Так что же — Мызникова упустила свой шанс стать знаменитой артисткой, получить известность? Сама она так не считает.
Людмила Николаевна признается, что по-настоящему счастлива. Параллельно актерскому, она получила серьезное филологическое образование. А главное —более полувека она живет вместе с любимым мужем — писателем, драматургом и режиссером Олегом Белинским.
Супруги вырастили сына, помогают воспитывать внука. Людмила Мызникова-Белинская много времени проводит в храме, при котором они с мужем создали театр и назвали его «Мистериум». В театре играют любители — но такие одухотворенные и талантливые, что порой превосходят силой воздействия профессионалов. Людмила Николаевна убеждена: это потому, что в душе каждого из этих артистов — свет веры.
Сегодня, вспоминая себя, 19-летнюю взбалмошную девчонку, влюбленную в жизнь, повторяющую, подобно гоголевской Оксане: «Чудо, как я хороша!», Людмила Николаевна улыбается и прощает ее за легкомыслие и капризы. Впрочем, если бы она не была тогда именно такой, - мы бы не усаживались в который раз перед экранами телевизоров, чтобы снова и снова посмотреть на обворожительную Оксану в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки».