Зачем Татьяна Пилецкая 45 лет хранит бутылку из-под рома

За слёзы о Чаплине актрисе в Венеции подарили флакон духов

О Татьяне ПИЛЕЦКОЙ говорили, что она одним взглядом сражает мужчин наповал. По иронии судьбы, на карьере актрисы после выхода на экраны фильма «Разные судьбы» режиссеры надолго поставили крест из-за ее «злого взгляда». В этом году народной артистке России Татьяне ПИЛЕЦКОЙ исполняется 90 лет. Хороший повод, чтобы поговорить, как сложилась ее женская и кинематографическая судьба.

В питерской двухкомнатной квартире Татьяны Пилецкой чувствуешь себя словно в музее: на стенах висят старинные картины русских и голландских мастеров, литографии, фото.

- Татьяна Львовна, ваш отец, Людвиг Урлауб, в 1942 году был репрессирован «как этнический немец». Для вашей семьи это наверняка стало страшным ударом.

- Это перевернуло всю нашу жизнь. Папа пробыл в ссылке в Краснотурьинске 15 лет. Писал письма, потому что нам не разрешалось. И вдруг случился перерыв: нет весточек. Это был тяжелый период. К тому же мама заболела тифом, а нам дали 24 часа, чтобы мы выехали из нашей доставшейся от бабушки четырехкомнатной квартиры в доме на Таврической. Мы все продали, что могли, взяли, остальное бросили и уехали под Пермь. В 60-е годы я решила узнать, за что отца сослали. Думала, может, навет соседей или недругов. Но прочитала в документах, которые мне показали в «компетентных органах» только одно: приказ по Ленинграду и Ленинградской области - всех немцев выслать.

Папа вернулся из ссылки в 1958 году с другой женщиной. Мама к тому моменту была смертельно больна и скончалась у него на руках. Папа потом женился на простой доброй женщине Елене Ивановне.

Для этой фигурки балерины скульптору ПАХОМОВУ позировала ПИЛЕЦКАЯ

- Ваши предки переселились из Германии в Россию задолго до войны?

- Переехали в Петербург еще в 1837 году. Иван Яковлевич Урлауб держал фабрику по изготовлению очков. Его пенсне носил Антон Чехов. Многие из Урлаубов были художниками. Поэтому мой отец и дружил с известным художником Петровым-Водкиным. Когда мне было семь лет, он написал мой портрет, названный «Татуля, или Девочка с куклой». Он считался утраченным, но не так давно нашелся в музее в Таллине. А в Русском музее хранится скульптура «Балерина» Александра Пахомова. Для нее я позировала, когда училась в Хореографическом училище имени Ваганова.

Подвел длинный нос

- Почему вас после фильма «Разные судьбы» не снимали? Может, это связано с тем, что Юлиан Панич, сыгравший в нем мужа вашей героини, эмигрировал в Израиль?

- Вряд ли до этого дошло. Вероятно, мое лицо не подходило. Режиссер Владимир Фетин, помню, пробовал меня на роль казачки в картине «Донская повесть». Он зачем-то наклеил мне большой нос. Как будто казачка не могла иметь красивый прямой нос. Интересно, что роль досталась Людмиле Чурсиной, которой нос не клеили, но она стала женой режиссера Фетина. В общем, с 1961 по 1968 год меня не снимали... В 1964 году режиссер Надим Малышев предложил мне заменить актрису на гастролях в питерском театре Ленинского комсомола, который сейчас называется «Балтийский дом». И я рискнула. Благодарю судьбу, что нашла силы сделать этот решительный шаг. Служу в этом театре и поныне.

Фильм «Разные судьбы» стал визитной карточкой актрисы

- Как вы думаете, почему фильм Николая Бурляева «Лермонтов», где вы сыграли, лежит на полке?

- Не так давно я спросила Бурляева об этом. Он ответил, что, вероятно, кому-то позиция режиссера не очень нравится… Интересно, что до этой картины я снялась в фильме «Княжна Мери» по повести Лермонтова «Герой нашего времени». Заглавную роль должна была играть Ирина Скобцева, ставшая потом женой Сергея Бондарчука. Меня на пробах покрасили в блондинку, а потом сообщили, что не утвердили на роль княжны Веры. Я сильно расстроилась. И вдруг приходит телеграмма: «Второй худсовет утвердил вас на роль Веры». Спасло то, что влияние Скобцевой еще не было столь велико, так как Бондарчук в то время еще не стал мэтром нашего кино.

- Наверняка вам навсегда запомнилась поездка на первый в жизни международный кинофестиваль.

- В Венецию Элизабет Тэйлор приехала с сундуком нарядов и меняла туалеты три раза в день. У меня же были только черное муаровое платьице и простенькое голубенькое. Перед поездкой прикупила юбку и блузку. В итоге отпарывала низ платья и делала юбку, чтобы как-то разнообразить гардероб. Никаких украшений не было… Помню, из Венеции нас повезли на поезде в Виченцу, где сеньор по фамилии Малосси показал нам фильм «Диктатор» с Чарли Чаплином. Я так плакала во время сеанса! Когда нас провожали, Малосси подошел ко мне с флаконом духов: «Это за ваши слезы о Чаплине». Вот самое ценное, что я привезла из Венеции.

Татьяна ДОРОНИНА...

Разрушила брак Дорониной

- На вашем пути встретилось немало блестящих мужчин. Вы вскружили голову Александру Вертинскому, Олегу Стриженову, а Олега Басилашвили из-за вас бросила жена, Татьяна Доронина. Сами вы до нынешнего замужества в браке побывали дважды.

.- За Константином Пилецким, военным моряком, с которым мы расписались, когда мне стукнуло 18, я поехала на Север. Мы прожили вместе 15 лет, а развелись из-за того, что он начал меня страшно ревновать. У нас сохранились прекрасные отношения, пусть он и не помогал воспитывать дочь Наташу. Единственное, она ездила к нему летом на дачу. После развода я вышла замуж за актера Вячеслава Тимошина, который потом ушел к Людмиле Сенчиной. Но позже судьба подарила мне Бориса (артист Борис Агешин. – Н. М.), с которым мы 2 февраля отпраздновали 45 лет совместной жизни.

... приревновала мужа - Олега БАСИЛАШВИЛИ во время его съёмок с ПИЛЕЦКОЙ в «Невесте»

В другом интервью «Экспресс газете» Татьяна Пилецкая на вопрос об отношениях с Олегом Басилашвили ответила, что не хочет ничего комментировать. Сказала лишь, что во время съемок фильма «Невеста» в Сталинграде «он ходил с влюбленными глазами». Более откровенной оказалась Татьяна Доронина, которая, правда, не называя имени разлучницы, описала щекотливую ситуацию измены мужа в книге «Дневник актрисы»:

- Олег живет в неуютной и нечистой комнате. За столом, когда мы вошли, сидели актер и актриса, несколько возбужденные застольем и друг другом. Пикантность обстановки была очевидна, она наполняла, являлась атмосферой нечистой комнаты… Клеймо с названием «все дозволено» Олег носил, еще стесняясь, не чувствую изнутри, не понимая серьезности болезни, которой он был заражен. Двусмысленные взгляды актера, цинизм его юмора усугублялись ласковостью ко мне актрисы. Ласковость трусливой суки, которая злится, что ее выгонят, а главное - имеют право выгнать.

С третьим мужем, Борисом АГЕШИНЫМ, помнят, что пили в день первой встречи

- Правда, что третьего мужа вам нагадали?

- Снимаясь в фильме «Олеко Дундич», я подружилась с цыганкой Ритой. Ее мама мне нагадала в карты молодого жениха. Прошло время, и как-то звонит Рита: «Чаю согрей, приеду в гости. Но не одна». И вот на пороге появилась Рита с мужчиной явно моложе ее. Им и оказался Борис. Они привезли бутылку рома и 200 граммов колбасы. Хорошо посидели, а уходя, Борис спросил: «Можно, я вам позвоню?» С этого и началась наша жизнь. А ту бутылку из-под рома мы храним как наш счастливый талисман.

- В 2013 году вы снялись в сериалах «Тайны следствия» и «Лекарство против страха». Нужда заставила или возник интерес к новым формам?

- Сериалы, которые сейчас идут, огорчают примитивностью. Взять хоть «Хождение по мукам». Анна Чиповская, конечно, вообще не подходит на роль Даши. Когда посмотрела, то расстроилась страшно, даже сейчас мороз по коже. Для себя я выбираю интересные сценарии и роли, которые мне близки по духу. Недавно снялась в картине Петра Амелина «Алмазный эндшпиль», где сыграла аристократку.

- Гордитесь, что внучка Лиза продолжила династию художников?

- Конечно. Лиза очень талантлива. Поступила в художественное училище, сейчас работает в Русском музее. Кстати, написанные мной книги оформляла Лиза.

- Что вы ждете от юбилея?

- Свои награды я уже получила. Два месяца назад - орден Дружбы народов. Стала лауреатом конкурса «Лучшие имена немцев России», проводимого Международным союзом немецкой культуры.


Имей в виду


Кредо Татьяны Пилецкой:

«Главное - воспринимать жизнь с радостью, и все будет хорошо»