Его имя быстро стало нарицательным — «мюнхгаузенами» называют выдумщиков, любящих поведать слушателям невероятные истории о своих приключениях
22 февраля 1797 года скончался Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен — немецкий барон, сделавший карьеру ротмистра в России, неудержимый фантазер и талантливый рассказчик. В нашей стране знаменитого барона знают главным образом по книге Рудольфа Эриха Распе, переведенной Корнеем Чуковским, по культовому фильму Марка Захарова (сценарий Григория Горина) «Тот самый Мюнхгаузен» с великолепным Олегом Янковским в главной роли, а также по мультфильму «Приключения Мюнхаузена». Однако и книжный, и мультипликационный, и кинематографический — каждый из этих баронов сильно отличается от реального Мюнхгаузена.
От любви до ненависти
Немецкий потомок древнего рода родился в многодетной семье в 1720 году и лишился отца в возрасте четырех лет. Матери тяжело было одной поднимать восьмерых детей, и 15-летнего Иеронима Карла Фридриха отдали в пажи. Именно в качестве пажа он направился в 1737 году в Россию — чтобы служить герцогу Антону Ульриху, ставшему впоследствии мужем княгини и регентши Анны Леопольдовны.
Уже через год Мюнхгаузен принял участие в Русско-турецкой войне — вместе со своим патроном. Затем юноша поступил в кирасирский полк, сделался поручиком, позднее — ротмистром. Ему доверили командовать в Риге почетным караулом, который торжественно встречал невесту цесаревича — будущую царицу Екатерину II. В Риге барон и женился — на девушке благородных кровей, Якобине фон Дунтен. Ему тогда было 24 года.
В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» изложена романтичная история любви барона и прекрасной Марты. Их женитьбе мешает тот факт, что барон уже женат — на опостылевшей ему женщине, которая 20 лет безуспешно его «усмиряет».
Реальный Мюнхгаузен вполне благополучно прожил со своей супругой Якобиной с 1744 по 1790 год — то есть до самой смерти Якобины. Потом барон женился на 17-летней вертихвостке Бернардине фон Брун. Девушка безрассудно тратила состояние мужа, а через год после свадьбы родила ему дочь. Барон не признал ребенка и подал на развод, который его разорил, а Бернардина сбежала за границу.
Кстати: К русским читателям барон пришел потерявшим букву «г» в своей знаменитой фамилии. Самым известным и хрестоматийным является перевод Чуковского. Именно Чуковский упростил имя барона в переводе, убрав букву «г» и назвав героя «Мюнхаузен» - чтобы русскоязычному читателю легче было воспринимать сложную немецкую фамилию.
Подвиг по расписанию
В 1752 году, в чине ротмистра, Мюнхгаузен прекратил военную карьеру. Сначала уехал на родину, как он думал, на время — чтобы участвовать в разделе имущества с братьями. Но остался там навсегда — в Боденвердере, имении, доставшемся ему при дележе семейного имущества.
Больше, собственно, в его жизни ничего примечательного не происходило. Самыми яркими впечатлениями для него на всю жизнь остались те, которые барон получил во время своей службы в России. Постепенно буйная фантазия Мюнхгаузена превратила даже самые обычные будни русской службы в невероятные приключения, о которых барон любил рассказывать любопытным в своем охотничьем домике. Так появились известные рассказы о вишневом дереве, выросшем на лбу у оленя, о разрубленном надвое коне и другие небылицы.
Добропорядочные бюргеры, хоть и понимали всю неправдоподобность этих баек, слушали барона, развесив уши: так интересно и захватывающе у него получалось. Скоро эти россказни, некоторые из которых были опубликованы в местных газетах, дошли до историка и литератора Рудольфа Эриха Распе. Он собрал их, обработал, кое-что добавил — и выпустил книгу. На английском языке, поскольку жил в то время в Англии.
Его сочинение сразу же сделалось таким популярным, что выдержало четыре переиздания в течение года. На немецкий книгу перевел Готфрид Август Бюргер. Мюнхгаузен, говорят, хотел с ним судиться — за клевету, но ничего не вышло: книга вышла без подписи, и Распе, и Бюргер предпочли анонимность.
Скоро начитавшиеся Распе любопытные граждане принялись осаждать дом Мюнхгаузена, чтобы взглянуть на него хоть одним глазком. Дошло до того, что барон выставил вокруг имения кордон из слуг — чтобы не пускать зевак.
После скандального развода со второй женой, стоившего барону состояния и здоровья, он слег. Да и неудивительно — ему было уже почти 77 лет. Но и на больничной койке престарелый выдумщик не мог расстаться со своей привычкой приукрашивать и преувеличивать: на вопрос сиделки, почему у него нет двух пальцев на ноге, он уверенно ответил: «Их откусил на охоте белый медведь», хотя в действительности пальцы были потеряны в результате обморожения.
Апоплексический удар сразил его 22 февраля 1797 года. Барон умер обедневшим и одиноким, но остался в памяти знавших его людей веселым фантазером.
Кстати: Некоторые свои «киношные» подвиги барон не мог совершить по определению. Так, в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» присутствует герцог (курфюрст Ганновера). Это абсолютная неправда, потому что до 1837 года Ганновер находился в личной унии с Великобританией, и курфюрстом Ганновера тогда был король Англии Георг III, а он никогда Ганновер не навещал. Мюнхгаузен, как подданный короля Англии, не мог объявить ему войну, лишь поднять мятеж.
Выдуманный портрет
О внешности настоящего Мюнхгаузена можно судить по единственному портрету, написанному художником Брукнером. К сожалению, портрет был уничтожен, однако сохранилась не вполне качественная фотография. На портрете изображен сильный, пропорционально сложенный военный с гладко выбритым лицом.
Делая иллюстрации к книге Распе, художник Гюстав Доре предпочел изобразить барона с бородкой-эспаньолкой и длинными, лихо закрученными усами – несмотря на то, что во времена знаменитого выдумщика подобные еще не носили.
Более похожим на оригинал получился барон у советских мультипликаторов — они добавили лишь усы. Также, как считают историки, им удалось максимально близко передать характер знаменитого немецкого барона.
Самый известный отечественный киновариант этого персонажа – весьма вольная трактовка его образа. Олег Янковский в фильме Захарова тоже носит усы, но выглядит уже не как бесшабашный легкомысленный враль, а как грустный ироничный философ, решивший убежать от реального мира, создав свой собственный.
Настоящий барон миру фантазий и прожектов предпочитал реальный и плотские земные удовольствия, от выпивки и сытной еды до женщин.