Хитяева сломала нос, а Милляр спасался тройным одеколоном: как проходили съемки легендарного фильма Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Хитяева сломала нос, а Милляр спасался тройным одеколоном: как проходили съемки легендарного фильма Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки»
кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Экранизация повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1961) любима зрителями и по сей день. Несмотря на отсутствие компьютерной графики и ограниченные возможности кинематографа тех лет, картину по праву называют культовой.

Перед тем как приступить к работе, Александр Роу столкнулся с осуждением культурных чиновников. Изначально картина называлась «Ночь перед Рождеством», но, чтобы обойти запреты, режиссер решил остановиться на более уместном варианте (без отсылок к религиозному празднику). И хотя главными героями истории были назначены бравый кузнец Вакула и дочь казака, мечтавшая о «царских» черевичках, Оксана (на эту роль прослушивались 5 тысяч кандидаток), публика не менее сердечно приняла и так называемых второстепенных персонажей.

Чего только стоила самозабвенная игра Георгия Милляра, прослывшего благодаря Александру Роу «главной Бабой Ягой страны». Согласно изначальному плану, 58-летнему артисту, которому доверили роль Черта, предстояло очаровывать зрителя исключительно актерской игрой и фирменной мимикой. Но съемки начались с несчастного случая, в результате которого серьезную травму получил дублер. Милляру тогда пришлось выкручиваться самому – как в прямом, так и в переносном смысле, выполняя сложнейшие пируэты в воздухе. Акробатические номера в столь солидном возрасте – это еще цветочки в сравнении с купанием в проруби в тридцатиградусный мороз фактически голышом (актер отказался от утепленного костюма).

 Хитяева сломала нос, а Милляр спасался тройным одеколоном: как проходили съемки легендарного фильма Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»  

Поначалу сцену собирались снять в теплом павильоне, но затем решили, что реальные «заплывы» в ледяной купели будут смотреться в кадре более убедительно. После двух дублей Милляра укутывали в одеяло и отправляли в гримерку, где в его распоряжении вместо «пшеничной» был только тройной одеколон. Само собой, играть Черта стало для артиста сущим испытанием не только из-за вышеперечисленных подвигов. Каждый раз нанося «бесовский» грим и облачаясь в обтягивающий костюм демонического персонажа, Милляр молил Бога простить его за «хулиганство». В итоге народному артисту РСФСР удалось очаровать публику, которая пришла в восторг от обаятельного ухажера Солохи.

Исполнительница роли деревенской колдуньи Светлана Хитяева стала достойной партнершей Георгия Милляра, хотя могла и вовсе не засветиться в фильме. Как и с дублером Георгия Ивановича с актрисой произошла беда. Незадолго до сборов Хитяева отправилась на горнолыжный курорт, где сломала нос во время спуска. Происки темных сил или обычное совпадение обещало притормозить процесс, но к счастью, 31-летняя звезда все же приступила к работе в срок. Правда, роковая «встреча» с деревом не прошла даром – нос актрисы приобрел характерную горбинку, ставшую изюминкой образа Солохи.

Хитяева сломала нос, а Милляр спасался тройным одеколоном: как проходили съемки легендарного фильма Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки» 


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов