Капитан Глеб Жеглов — уникальный персонаж. История его жизни покрыта множеством загадок.
Роль Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» называют одной из главных в кинокарьере Владимира Высоцкого. В 1987 году артисту посмертно присудили за нее Государственную премию СССР. Вместе с этим Жеглова называют считают одной из самых неоднозначных фигур советского кинематографа. У многих зрителей этот образ вызывает немало вопросов. Чего только стоит орден Красной звезды, который сверкает на груди капитана.
В основе фильма «Место встречи изменить нельзя» лежит сюжет романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Изначально авторы планировали показать публике типичного «палача» сталинской эпохи. Тот факт, что в итоге роль исполнил добродушный Владимир Высоцкий в корне поменяло дело, поскольку трудно себе даже представить, чтобы холодный и жестокий человек мог с гордостью носить подобного рода награды. Так за что же Жеглову вручили заветную звезду?
Биография героя братьев Вайнеров выглядит запутанно. Известно, что капитан пять лет прослужил в МУРе, в течение всей войны. Вот только загвоздка заключается в том, что по книге ему всего 25. Очевидно, что получить такую награду за участие в боевых действиях Глеб никак не мог, поскольку тогда ему пришлось бы служить в войсках НКВД, откуда в принципе возвращался лишь исключительный процент.
Ответ на вопрос о том, за какие все-таки заслуги капитану присвоили орден Красной звезды кроется в статуте награды, согласно которому выдавалась данная награда. В данном документе в редакции 1980 года черным по белому прописано, что орден Красной звезды имеют право получить:
«Военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, сотрудники органов Комитета государственной безопасности СССР, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел».
А в 30-е годы в статуте вместо пограничных и внутренних войск было сказано про органы и войска НКВД. Капитан Глеб Жиглов входил именно начальствующий состав органов НКВД. Получить орден Красной звезды на тот момент было можно за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского или служебного долга, в условиях, сопряженных с риском для жизни. А это, в общем-то, вполне вписывается в реалии профессии Жиглова.