Российский специалист рассказал, что снижает надежность Falcon Heavy
С мыса Канаверал в американском штате Флорида успешно стартовала сверхтяжелая ракета Илона Маска Falcon Heavy. Ракета, состоящая из трех ступеней, вывела в орбитальное пространство Земли электрокар Tesla, после чего каждая ступень должна была приземлиться на Землю.
Синхронное приземление выполнили лишь две боковые ступени, центральная из-за не сработавших двигателей упала в океан всего в ста метрах от намеченного места посадки. Как пояснил сам глава компании SpaceX, скорее всего, в двигателях закончилось топливо.
В целом запуск прошел лучше, чем предполагал Маск, оценивавший шансы на успех своего предприятия в «50 на 50». Так, к неудаче могли привести неучтенные вибрации ступеней, взаимодействия всех двигателей ракеты и даже куски льда, падавшие на старте с корпуса второй ступени.
Как считает член Российской академии космонавтики Александр Железняков, опасения Маска имеют под собой основание. Три нижних ступени Falcon Heavy работают в сумме на 27 двигателях, что делает уязвимой всю конструкцию. По словам эксперта, инженерам крайне сложно синхронизировать работу такого количества двигателей. Кроме того, конструкторам необходимо было учитывать аэродинамические эффекты от отработанных двигателями газов, которые могли опрокинуть ракету.
Audio: “We lost the center core” #FalconHeavy @SpaceX pic.twitter.com/OaJhMa7f2U
— Drew King (@King_Drew16) 6 февраля 2018 г.
«Современная вычислительная техника позволяет решать подобные проблемы, но, все-таки, чем больше двигателей, тем ниже надежность», — рассказал Железняков «Газете.Ru». Эксперт добавил, что три ступени Falcon Heavy не являлись идентичными, а система их двигателей дорабатывалась отдельно.
Так или иначе, пуск сверхтяжелой ракеты доказал ее способность выводить на орбиту большие нагрузки. Как предполагают в SpaceX, поначалу такие запуски будут обходиться примерно в 90 миллионов долларов, но повторное использование ступеней заметно уменьшит общие затраты.
«Если мы преуспеем, это будет означать конец игры для других тяжелых ракет», — ранее заявлял Илон Маск.