Лановой первым примчался на место убийства Зои Фёдоровой
Тамара ШИПИЦИНА |
Пугачёва расписалась на руке организатора банды, чтобы он подписал протоколы допросов
Тамара ШИПИЦИНА всю жизнь проработала следователем. Ей пришлось заниматься серийным убийцей - «московским Чикатило», организаторами левых концертов, нашумевшим убийством актрисы Зои ФЕДОРОВОЙ. На пенсии Тамара Васильевна продолжила работать адвокатом, встав на другую сторону закона.
- В 24 года я перевелась из Казахстана в Москву, где 33 года проработала в следственных органах, - вспоминает Тамара Шипицина. - Мне довелось заниматься и гибелью Зои Федоровой. Поскольку квартира актрисы находилась по соседству с местом моей работы, моя следственная группа оказалась первой на месте преступления. Юлиан Семенов написал: «Она сидела в кресле, из трофейного пистолета выстрелили». На самом деле она лежала на полу в прихожей, все там было в крови, в кресло в комнате ее усадили позднее. Убили Федорову гвоздодером, а пистолет лежал нетронутым в другом месте.
Только мы приступили к осмотру тела, вбежал Василий Лановой в офицерской форме. Примчался со съемок фильма «Огарева, 6». Заскочил и начал в квартире убитой руками мебель трогать. Я Ланового схватила за китель и отчитала: «Вы что творите?! Вы ее убили? Нет? Тогда зачем трогаете? Выйдите немедленно!» Мы потом за Лановым на похоронах наблюдали: он и там себя странно вел...
Дело Зои Федоровой так и осталось нераскрытым. По одной версии, ее могли убить из-за контрабанды бриллиантов. По другой - актриса согласилась играть в биографическом фильме английского актера и режиссера Лоуренса Оливье, в котором была бы рассказана история ее трагической любви к американскому дипломату Джексону Тейту, что не могло понравиться «компетентным органам». За «шпионаж» актриса отсидела с 1946 по 1955 год. Совсем другой версии придерживалась Шипицина:
- Изучив ее письма, мы поняли, что она собирала компромат на многих высокопоставленных лиц. Поэтому у нее было много влиятельных врагов. Скорее всего, Зоя Федорова шантажировала крупных чиновников и политиков. Она могла сотрудничать с КГБ и ЦРУ, поставляя им конфиденциальную информацию. Дело нам не удалось завершить потому, что через полтора месяца его передали на Петровку, там оно и «повисло».
Звезда советского экрана Зоя ФЁДОРОВА |
Громыко сделал квартиру
Тамара Шипицина, как и большинство советских людей, жила скромно: с детьми снимала комнату в коммуналке. Получить свое жилье помог министр иностранных дел Андрей Громыко.
- Я приехала на обычное ограбление. Женщина открыла дверь, так как звонивший представился почтальоном и назвал имя родственника. Он затащил ее в комнату, избил, а чтобы не было слышно криков, заткнул ей рот углом одеяла. Потерпевшая оказалась крепким орешком - у нее рот порван, а она рассказывает мне, как не признавалась, куда спрятала снятые со сберкнижки деньги. Потом хозяйка принесла семейные альбомы и, показывая фотографии, стала рассказывать: это Ванечка, а это Андрей - беспризорник, которого они с мужем вырастили. И вот во время осмотра места преступления приезжают ее Ванечка и Андрюша. Сели скромно в сторонке и молчат. Я, уставшая и мечтающая о доме, говорю оперативнику: «Опроси родных». Коллега начинает заполнять бумаги, вдруг встает и тихо говорит: «Я пошел» - и показывает мне глазами на титульный лист. В графе «Фамилия, имя, отчество» я прочитала Громыко Андрей Андреевич и ниже: «Место работы» - министр иностранных дел. Я опешила: «Чтобы вас допросить, мне нужно спецразрешение». Все, что связано с ЦК КПСС и Политбюро, сразу уходило в КГБ. Андрей Андреевич со словами «Я дам вам разрешение» своей рукой написал об этом в деле. Я растерялась: «Не знаю, что и спрашивать. Ваше окружение? Вы же сейчас все Политбюро назовете!»
В фильме «Девушка без адреса» актриса сыграла жену бюрократа в исполнении Сергея ФИЛИППОВА |
Допрос закончился в два часа ночи. Громыко предложил меня подвезти. Я говорю: «Мне материалы надо в управление сдать». Но Андрей Андреевич твердо решил меня подбросить до работы, а потом до дома. Когда министр узнал, что живу на съемной квартире, он решил зайти. Картина советская: дети спят на полу, рядом живет пьяница. Андрей Андреевич спросил, какая у меня зарплата и стою ли я в очереди на квартиру. Мой номер на получение жилплощади был тысячный. Но буквально через пару недель мне дали квартиру. Громыко все решил.
У нас в управлении этот протокол допроса стал реликвией.
Алла ПУГАЧЁВА давала показания по делу о левых концертах |
Пугачева расписалась
Тамара Васильевна вела дело и о левых концертах. Но вспоминает о нем в связи с другим преступлением.
- У меня был обвиняемый, администратор известного на всю Москву ресторана «Арбат». Он организовывал ограбления богатых клиентов с помощью проституток. Как в фильме «Криминальный талант», где главную роль сыграла Александра Захарова. Девочки добавляли в спиртное клофелин, клиент отрубался, и его «раздевали». Один парень с Камчатки оказался крепким, очухался, когда его притащили на стройку. Шайка ничего не боялась: вызвали ментов - парня задержали, а настоящих преступников отпустили. Но я раскрутила дело, и администратора «Арбата» посадили.
Так вот, дело я уже заканчивала, а мой обвиняемый не подписывал протоколы. Следовательно, были нужны понятые. А как раз в это время я должна была допрашивать о левых выступлениях по делу «Москонцерта» Аллу Пугачеву и Михаила Боярского. Они сидели в комнате для проведения очной ставки. И тогда я пригласила Пугачеву и Боярского в качестве понятых. Артисты не выпендривались, понимали, что отвечать за «левак» будут не они, а стрелочники - организаторы. Долго не подписывавший бумаги администратор при виде знаменитых артистов выпалил: «Я все подпишу! Только пусть Алла Борисовна и Михаил Сергеевич оставят мне автограф на руке». Пугачева ему что-то на руке изобразила, и он, подписав бумаги, уехал в тюрьму.
По делу «Москонцерта» тогда посадили администраторов кинотеатров, а исполнителей - нет. Билеты продавались как в кино на последний сеанс, но по завышенным ценам. С улицы люди туда, конечно, не попадали. Ясно, что налоги не платили ни администраторы, ни артисты. Правда, на концертах, надо отдать им должное, исполнители выкладывались. Лев Дуров, Олег Янковский, Семен Альтов иногда работали до двух часов ночи.
А по «Мосгосцирку», считай, по любому поводу дела заводили. Привезли что-то из-за границы - спекуляция.
На фотографии из уголовного дела убитая Зоя ФЁДОРОВА почему-то сидит в кресле |
Добилась расстрела маньяка
Как одно из самых тяжелых Тамара Васильевна вспоминает дело «московского Чикатило».
- Маньяк действовал профессионально, поскольку был медиком: жертве перекрывал сонную артерию. Погорел душегуб на 101-й женщине - не додушил. Потерпевшая работала в столовой на раздаче, спустя какое-то время снова его увидела и узнала. Дела о серийных преступлениях объединили и отдали мне. Тяжело пришлось: циничная мразь, но грамотная. Помню, как мы расшифровали его записную книжку: он дату и время ставил, а место сокращал. Подняли все висяки. Убийца рассказывал с таким цинизмом и злорадством, что я порой прерывала допросы. Хоть экспертиза Института им. Сербского признала его невменяемым, я добилась, чтобы в Санкт-Петербурге провели повторную. Понимала, что иначе эта нелюдь избежит справедливого наказания. В итоге убийца не ушел от расплаты. Считаю, к таким преступникам нужно применять смертную казнь.
Взяток не брала
Как говорит Шипицина, в СССР в органах тоже имелась коррупция. Однажды ей пришлось испытать это на себе.
- Ко мне в руки попало дело сына директрисы универмага «Москва». Парень заставлял детей из неблагополучных семей промышлять воровством. Доказательная база собрана, нужно в суд передавать, как вдруг мой шеф приходит ко мне и пишет на деле: «Уголовное дело подлежит прекращению по статье... Закрыть». А статью не пишет, дату не ставит, номер дела тоже отсутствует. Я говорю: «А по какой статье?» А у нас была статья № 6 УК РСФСР «За изменением обстановки». Лазейка, чтобы уйти от наказания по закону. Она применялась, если подсудимый попадал в армию или больницу. Я беру написанную начальником бумажку и в лифчик прячу. На следующий день ко мне прибегает директриса универмага «Москва»: «Я же и на вашу долю дала!» Я говорю: «Вы напишите бумагу, что дали и кому». Она возьми и напиши.
Начальник мне отомстил: буквально на следующий день моего сына Олега забрали в армию и собирались отправить служить в Афганистан, в роту разведки. Шеф хорошо знал военкома: пил вместе с ним. К счастью, я Олега сумела перевести в другую часть: через неделю в роте осталось в живых всего пятеро.
Тогда поняла: бороться с ветряной мельницей бесполезно. Правда, я осталась работать, а начальник ушел на повышение - в райком партии, а затем и в правительство. Когда его оттуда выгнали по какой-то причине и он вернулся в систему МВД, то стал адвокатом и в конце концов спился. Сейчас я тоже столкнулась с людьми в правоохранительных органах, которые должны сидеть. И в советское время была коррупция, но не в том объеме, как сейчас.
Василий ЛАНОВОЙ |
- Я очень любил Зою Федорову как киноактрису, - поделился Василий Лановой. - Ее гибель стала трагедией для нашего кинематографа. Узнав о ее смерти, я был потрясен, а так как снимался в сериале «Огарева, 6», где играл сотрудника органов, то прибежал в ее квартиру в офицерской форме.