Экзотические виды бронемашин: «нетопырь», шаротанки, «белки в колесе»
Большинство идей так и остались на бумаге, какие-то дошли лишь до стадии опытного образца… Так произошло практически со всеми «шаротанками» – бронемашинами диковинной сферической формы.
Непредсказуем полет конструкторской мысли в области создания военных бронемашин. В идеале они должны были быть быстрыми, маневренными, неуязвимыми и мощно вооруженными. Но...
Царь-«Нетопырь»
Царь-танк Николая Лебеденко, представленный Николаю Второму в 1915 году, представлял собой огромный артиллерийский лафет, и за свой странный вид был назван «Нетопырь». Так же, как и «Царь-пушка», и «Царь-колокол», эта махина, созданная в одном экземпляре, поражала гигантским размером и своей неэффективностью. Два девятиметровых колеса впереди, неподвижная пулеметная рубка на высоте восьми метров, сзади опорный полутораметровый валик. Ширина танка – почти двенадцать метров. Вся эта махина предполагала наличие пулеметов в крайних точках по бокам и два – в районе рубки. Но «Нетопырь», построенный по высочайшему повелению, застрял в зимнем лесу и остался там ржаветь до 1923 года.
Машина для давки
В 1918 году патент на очередной шаротанк получил американец Арсен Парэ. Его проект назывался Engine of Warfare («военная машина»). По задумке инженера, этот бронированный самоходный шар с одним пилотом внутри должен был попросту давить все на своем пути. Никакого оружия предусмотрено не было – кроме зарядов, которыми мог воспользоваться пилот, когда шар остановится. Сам аппарат представлял собой две сферических оболочки из металла, одна внутри другой. Внутренняя сфера снабжалась колесами, что позволяло внутренней «рубке», снабженной балластом, находиться в горизонтальном положении. Конструкция теоретически могла ездить по земле и по воде, уничтожая на своем пути надолбы, столбы связи, транспортные опоры и вагоны, пушки и так далее. Проект остался нереализованным, но стал первым запатентованным шаротанком.
Бронированный ежик
Советские инженеры не отставали от своих дореволюционных и зарубежных коллег. Инженер С. Беневоленский в разгар Второй мировой войны отправил Сталину письмо с описанием своего изобретения – танка, который не имеет уязвимого в бою гусеничного хода. Шарообразный корпус из толстой брони, внутри – неподвижная площадка на роликовых подшипниках. Двигается танк за счет тракторного мотора, который приводит в движение колесо с пневмошиной на оболочке сферы и вращает ее. В боковых башнях – пулеметы и орудия. Пилот следит за местностью через перископы, выведенные в боковые башни, предусмотрен воздуховод. Диаметр конструкции – 1,5 метра.
Противоскользящие шипы делали конструкцию очень похожей на ежика. Инженер предполагал, что «бронированный ежик» будет очень маневренным, скоростным, практически неуязвимым аппаратом, сумеет легко преодолевать рвы и даже двигаться в воде, если его загерметизировать. Если боевые башни выйдут из строя, танк все-равно сможет оставаться в бою и продолжать сражаться.
Шаротанк-истребитель
И до Беневоленского русские инженеры предлагали довольно экзотические модели. В 1925 году некто Зайцев запатентовал похожий «шарообразный танк» с двигателем внутреннего сгорания. Преимуществом его была сферическая конструкция, которая увеличивала пулестойкость. Правда, в своей конструкции он забыл указать, где будет размещаться танковое вооружение. Изобретатель «контротанка» («бронебочки») Ф. Бородавков предполагал, что конструкция будет двигаться за счет мускульной силы экипажа по принципу «белка в колесе». Были еще и «пушечные шары», и «движущиеся щиты», и «сходукеты», и «перекати-поле».
Вероятно, наиболее проработанным в техническом плане был «Истребитель танков СИГ» С. Гальперина. Шаротанк планировалось вооружить противотанковой пушкой с коническим стволом, способной пробивать на расстоянии 100 метров 75-миллиметровую броню, а также гранатометом, огнеметом и пулеметом ДТ. И с техникой, и с оружием должен был управляться всего лишь один человек. При весе в 2,5 тонны он должен был двигаться с фантастическую скоростью – до 120 км/час.
Шаротанк, который докатился
И все-таки один такой военный «колобок» докатился до наших дней. Весит он 1,8 т и стоит в бронетанковом музее в Кубинке. Предположительно танк-шар был произведен на заводе Krupp. Он «попал в плен» в 1945 году. В конструкции нет вооружения, зато есть радиостанция. Корпус единый с люком, мотор одноцилиндровый, мотоциклетный. Скорее всего, пилот в этом необычном сооружении на колесах осуществлял наблюдение или корректировку огня.
Казалось бы, что общего между шаром и танком? Но человек разумный отличается умом и сообразительностью, особенно если энтузиазм в нем превалирует над инжерными знаниями. Применять такое «вооружение» в бою сложно, а вот полюбоваться на него – забавно. Будем надеяться, что когда-нибудь все оружие на планете останется лишь музейным курьезом, каким уже сейчас являются «шаротанки».