В XXI веке признанной столицей кабаре считается Париж, но Берлин с конца прошлого столетия наступает французам на пятки.
Париж, и Берлин – две столицы прекрасного искусства кабаре. Эти места помнят великую Эдит Пиаф и юного Ива Монтана, легендарных Чарли Чаплина и Марлен Дитрих, хулиганистую Лайзу Минелли и безумного художника Тулуз-Лотрека. И мы-таки увидим: французы и немцы создали совершенно разные Cabaret!
Жил да был «Черный кот» за углом
История кабаре началась, как водится, с запрета. В 1852 году осатаневший от обилия едких песенок в свой адрес император Луи Наполеон III (племянник Бонапарта) запретил вольнолюбивым французам распевать «шансонетки» в общественных местах. А где же высказать в рифме все, что народ думает о власти? Конечно, такое место немедленно нашлось: местные кабачки. Причем чем меньше было заведение, тем охотнее оно привлекало уличных артистов.
Под крышей маленького Cabaret («кабачок») собирались и поэты, и акробаты, и певцы с танцовщиками, и куплетисты. Следом подтянулись художники и репортеры. Народ веселый и азартный, свободолюбивый и всегда готовый к самым невероятным авантюрам в жизни и ... любви!
Так создавалось кабаре – невероятная смесь из музыки, танца, стихов, политического памфлета. Неудивительно, что первые популярные Cabaret открылись в Париже, в квартале богемы – Монмартре.
Самым популярным для парижан стало кабаре Le Chat noir («черный кот»), открытое в 1881 году. Любовь к нему французов была так велика, что самые «соленые» шуточки они называли «шануарески».
«Черный кот» был образцовым кабаре: сюда мог прийти и министр, и клошар (бездомный), и богатый художник, и уличная проститутка. Лучшие шансонье и музыканты считали за честь выступать здесь. Завсегдатаями были мэтры французской литературы Верлен и Мопассан, великий композитор Дебюсси и многие другие.
Всего 16 лет Le Chat noir радовал французов, а затем закрылся. Ведь за вход сначала не брали ничего, предполагалось, что процветание заведения обеспечат посетители, заказывающие выпивку и закуску. А на поверку вышло, что проку с бедных артистов и не менее бедных гостей немного. Закажут бутылку-другую дешевого вина на всю компанию, и все. Содержание кабачка ушло в глубокий минус. Но слава «Черного кота» заставила французов открывать похожие кабаре по всей стране.
Канкан и все-все-все
Танец или политический диспут, стендап или жонглирование факелами – это все кабаре. Вопрос лишь в том, на что делает акцент то или другое заведение.
В легендарный «Мулен Руж» («красная мельница») приходят за феерией цвета, блеска, женской красоты и услады для глаз. За вход и шампанское сегодняшние посетители готовы заплатить по цене кольца с бриллиантом. А ведь открылось это место совсем рядом с «Черным котом» и как раз на волне популярности последнего, в 1889 году. И тоже сначала распахнуло свои двери для всех и каждого, привечая артистов всех мастей.
Но спустя совсем немного времени хозяин заметил, что самое большое количество дорогого шампанского заказывают тогда, когда на сцену выходят танцовщицы – зачастую «девочки» из местного квартала «красных фонарей», совмещающие две работы за вечер!
Так и получилось, что танцевальные шоу «Мулен Руж» почти вытеснили остальные искусства из программы кабаре. Самые красивые девушки, самые шикарные костюмы, перья, блестки и – канкан! В свое время просто эротическая бомба для посетителей, увозивших память о черных шелковых чулочках по всему миру, а сейчас – визитная карточка заведения. Наверное, если б можно было, «Мулен Руж» включил бы канкан в список мирового наследия и запретил бы его исполнение везде, кроме собственной сцены.
Подмостки «Красной мельницы» помнят Жана Габена, Фрэнка Синатру, королеву джаза Эллу Фитцджеральд, Элтона Джона и Лайзу Минелли. Последняя, кстати, именно тут набиралась впечатлений перед съемками в фильме «Кабаре». Основная танцевальная труппа сегодня состоит из сотни великолепно подготовленных танцовщиц со всего мира. И бизнес процветает.
Наследуя славу «Черного кота», в свою очередь «Мулен Руж» породил бесчисленное количество подражателей. За более чем сто лет большинство из них ушли и забыты. Но такие парижские кабаре, как Lido, Crazy Horse, Bobino, Paradis latin, Folies Bergère по-прежнему популярны.
В Lido, к примеру, был изобретен формат «ужин + шоу», оказавшийся золотой находкой для всех подобных заведений. А в Crazy Horse – всем известно – работают самые красивые танцовщицы, проходящие жестокий кастинг не только по танцу, но и по внешности. Вуди Аллен проводил тут съемки фильмов, а Деми Мур училась танцевать. И, конечно, самое знаменитое место для сэлфи тоже находится здесь. Это софа от Сальвадора Дали в виде алых губ, подаренная им кабаре в знак восхищения.
А если хотите посмотреть интерьеры, созданные Гюством Эйфелем, проектировщиком Эйфелевой башни, идите в Paradis latin, гордо называющее себя «самым старым в мире» и «самым парижским». Кабаре знаменито своими спектаклями в стиле бурлеск.
Сверхискусство для сверхчеловека
Наверное, мало есть в мире соседей, которые так не похожи друг на друга, как французы и немцы. Один из немецких писателей заметил: «Париж живет, Берлин функционирует».
Приезжая на рубеже XIX-XX веков в Париж, германские артисты, музыканты и литераторы обойти вниманием французские кабаре никак не могли. И не прошло и 20 лет, как немецкий разум дошел до идеи создать нечто подобное и у себя в Германии.
Первое кабаре было открыто в Берлине Эрнстом фон Вольцогеном18 января 1901 года и называлось Buntes Theater «Überbrettl» (Пестрый театр «Überbrettl»). Открытие заведение имело ошеломляющий успех и стало культурным шоком для добропорядочных бюргеров. Однако Париж в Берлине гости все же не получили. Прежде всего потому, что немецкие отцы-основатели кабаре взяли за основу образ того самого Le Chat noir, с его политическими диспутами, чтением новых стихов и прочим. Мишура «Мулен Руж» осталась на втором месте. Да и в отличие от французов, открывавших кабаре в кафе, ресторанах и прочих заведениях с кухней, немцы расположили кабаре в театре, что и отметили в названии. Правда, столики для ужина там все же были.
Гостями немецких литературных кабаре стали бюргеры, которым устроители предлагали более возвышенные виды развлечения. Создатель Buntes Theater «Überbrettl» был поклонником философа Ницше с его идеей «сверхискусства» для «сверхчеловека». На деле немецкие кабаре вынесли сцену в зал, вместе с шутками, пародиями, дискуссиями и более привычными развлечениями в виде шоу. Главными артистами тут были поэты, журналисты, философы.
Прошло несколько лет, и в каждом крупном городе Германии открылось свое кабаре. В Ежегодном статистическом вестнике за 1922 год упоминается 167 варьете и кабаре. Артисты соревновались перед гостями и коллегами в остроте и едкости шуток. Обижаться не было принято – все, что естественно, то не безобразно!
А как же танцы и остальная эротика? Не волнуйтесь, и этого было в избытке… но по-немецки. Если во Франции на танцовщицах были великолепные костюмы, подчеркивающие красоту девушки, то звезда берлинских кабаре начала ХХ века Анита Бербер выходила на сцену голой. К радости бюргеров, конечно. А в соседнем кабаре «Дикая сцена», меж тем, с подмостков читал свои стихи о мертвом солдате (отголоски Первой мировой войны) молодой поэт Бертольт Брехт.
До сих пор в Германии кабаре не столько развлекает и услаждает, сколько дразнит, провоцирует и ошеломляет. Даже оскорбляет. Этот стиль пережил Вторую мировую войну, раскованные 60-е годы, «техно» и появление Интернета. Вся беда в том, что наслаждаться современным кабаре в Германии можно только при хорошем знании языка – ведь все построено на экспромтах! Зато, зная немецкий, можно от души наслаждаться битвами между чопорными пруссаками и шустрыми берлинцами, наглыми баварцами и жмотами-швабами.
С другой стороны, трудолюбивые немцы смогли создать и такую танцевальную жемчужину, как Friedrichstadtpalast, - одно из лучших кабаре в Европе. Вот тут все, как у французов: блеск и перья, канкан и эротика. А от «старых добрых» времен осталось и еще одно заведение - «Старый Берлин». Там девушки показывают драку в грязи!
Наш ответ
Интересно, что в России самым близким аналогом старого кабаре стал знаменитый Comedy Club, стендап-клуб, открытый в 2003 году в Москве. Некоторые даже называют его кабаре Comedy. Там многое может напомнить легендарные посиделки в «Черном коте»: дерзкий юмор, близость артистов к зрителям и прямое общение с ними, даже просьбы дать закурить, острые темы реприз.