Люди плачут не потому, что «Движение вверх» хороший фильм. А потому, что у них до сих пор болит за ту страну, которой больше нет
Это фильм обязательно нужно смотреть хотя бы для того, чтобы понять, какие великие события были в нашем прошлом. Да, во время просмотра зал был полон, и люди действительно в конце аплодировали. Вот только хлопали они той победе, которая одержана не нами.
С сугубо профессиональной точки зрения картина сделана очень плохо. Первые мгновения - совещание, на котором решается, кто станет тренером сборной по баскетболу. И в первых же кадрах на площадку входят артисты, которые про себя как про героев ничего не знают. Картонные люди стоят в кадре и произносят ничего не значащий текст. Актер должен понимать, чем живет его герой, что у него болит, что он любит, что у него с семьей, какое у него исходное событие и в каком настроении он входит в кадр. Это большая работа как лично актера, так и его в соединении с режиссером, который задает правильный вектор. Сцена должна донести до нас второй и третий смысловые планы. А здесь ощущение, что артисты впервые вошли в кадр и произнесли текст. Хорошие артисты, но они не репетировали! Они не знают, чего хотят. Роль каждого персонажа должна иметь ряд поступков на пути к достижению цели и определенный перелом в ключевой момент. Но и спортивные чиновники, и партийные боссы пустые, как барабан. Подобные ошибки сквозят во всем произведении.
Вот центральный персонаж - главный тренер команды. В начале фильма он противник системы, никого не слушает, стремится все сделать по-своему. Таким же он остается и в конце.
Вот второстепенный герой, который пытался сбежать за границу. Он изначально ненавидел русских, говорил, что «русские - дерьмо». Уехал, а потом вернулся. Почему? Что подтолкнуло его к решению не убегать, что было высшим признаком? Ничего. Высшего признака нет, хотя этому учат на втором курсе театрального института и актеров, и режиссеров.
У меня нет претензий к ребятам-баскетболистам, которые играли в фильме, они молодцы. А вот к людям, стоящим за камерой, очень много вопросов. Если у вас нет таланта, если вы не чувствуете, что гоните лажу, ну, признайтесь, что ваш талант сгнил. Талант, он портится, как колбаса, и изнашивается, как носки. Если ты себе позволяешь фальшивить, талант сгорает навсегда.
Есть претензии и к операторской работе, и к работе композитора. Неуместные мелодии сопровождают большинство сцен. Например, обыск на таможне идет под танго, а изгнание лишних спортсменов из команды - под музыку из мелодрамы. Это безумие. Может быть, не каждый зритель это заметит, но из таких мелочей складывается чудовищная картина непрофессиональной работы и наплевательского отношения к публике. Люди выходят и плачут не потому, что авторы сняли хороший фильм, а потому, что у них до сих пор болит за ту страну, который больше нет. И те победы, которые нам показывают, - их сегодня тоже нет.
Обратили внимание, какое количество ненависти к Советскому Союзу во всех аспектах повествования представлено в картине? И тренеры не те, и медицина не та, и КГБ душит народ. Запад показывается как место достатка и свободы. Ненависть к СССР - лейтмотив фильма. Люди, снимающие национальное кино про национальную идею, поливают грязью свою Родину. Возникает вопрос: кто на это дал денег?
Ненависть к своей стране - лейтмотив национального фильма, и мне очень интересно, почему. Давайте посмотрим, что же помогло нам, по версии авторов «Движения вверх», победить. Тренер? Нет, он к концу фильма перестал бороться. Команда? Нет, на последних секундах не было командной игры. Помог воздушный поцелуй, посланный с трибуны девушкой возлюбленному баскетболисту. Мы победили благодаря воздушному поцелую. И никак не благодаря стране, люди которой верили в то, что она - лучшая в мире.
«Движение вверх» густо мажет помоями ту страну, в которой эти победы были, страну, гимн которой я до сих пор знаю наизусть, под флагом которой я рос и которой больше нет. У меня есть ощущение, что мы с государством идем в разные стороны! По крайней мере, все фильмы, на которые даются деньги, это какой-то позор. После просмотра «Движения вверх» я почему-то вспомнил персонажа по имени Круглый из фильма «Брат». Он говорил прибаутками: «Любишь медок, люби и холодок». У меня ощущение, что мы живем в его мире. Вот Круглый снимает кино, вот Круглый выделяет на него деньги, вот он их делит. Все на уровне мышления этого персонажа. На сегодняшний день мы только и можем очень плохо переснимать бывшие победы. Наш кинематограф не нужен никому, даже нам. Он не конкурентоспособен, это сплошная творческая импотенция. Любая победа наших спортсменов на Олимпиаде вызывает больше эмоций, чем эта картина.
Справка
- Иван ДИДЕНКО - актер, режиссер, педагог. Преподает сценическую речь и актерское мастерство. Занимается исследованиями творчества Вильяма Шекспира. Автор youtube-проекта «Режиссерский разбор».