Картина Никиты Михалкова в прокате провалилась
За первые выходные дни распиаренный «Солнечный удар» собрал в России всего 30 млн. рублей
Для сравнения: лидирующая пятерка фильмов собрала 615 млн. 500 тыс. рублей. Вторая «солнцеударная» неделя для Никиты МИХАЛКОВА оказалась еще более провальной - всего 26,9 млн. Оскароносный режиссер предупреждал, что «будут люди, и их много, которые просто не поймут, о чем речь, ... и на тридцатой минуте с чистой совестью выйдут из зала».
Действительно ли фильм столь сложен или есть другие причины, из-за которых люди, заплатив свои кровные, уходят с просмотра или хуже - вовсе в кино не идут?
Так хотелось в кино. На наш фильм. Новый. Мастерский. Не для ржачки под хруст попкорна, а с тонким юмором. Классным оператором. Легко запоминающейся музыкой. И темой, помогающей полюбить себя и ближних. Понять свою Родину.
Наперекор цензуре, все это было в советском кино. Например в первом режиссерском фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Но перестало быть.
Талантливый режиссёр обещал нам интересное кино. Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА/«Комсомольская правда» |
Понимая все это, я все же бегу на разрекламированный михалковский «Солнечный удар». Отнюдь не в надежде, что «волшебные силы искусства» окажутся выше закона «деньги - товар - деньги». И Михалков, ловко продвигающий интересы новой российской буржуазии и формируемых ею элит: властных, финансовых, общественно-политических, творческих, вдруг создаст культовый народный фильм.
Утомлённая солнцем незнакомка (Виктория СОЛОВЬЁВА) ещё не знает, что получит «солнечный удар» из-за внезапной вспышки страсти. Фото: |
Поручик (латышский актёр Мартис КАЛИТЕ) читает прощальную записку загадочной женщины. Фото: |
Сюжет фильма
Коварные большевики обещали белогвардейцам Врангеля и Деникина, что всех, кто придет на перевалочный пункт и зарегистрируется, отправят на пароходе в Европу. Но подло обманули: загнали в трюм баржи и затопили. В том числе и главного героя - влюбленного поручика. Его воспоминания о встрече с исчезнувшей незнакомкой, которая тайком сняла с него нательный крестик и впридачу забрала себе на память еще и одеколон, а вместо них оставила карамельку с запиской, пронизывают весь фильм. И чередуются со спорами доверчивых белогвардейцев, нужно ли им продолжать сопротивляться или нет.
Пристань-разлучница в милом провинциальном городке. Фото: |
Мальчик ждёт от поручика ответ на мучительный вопрос: «Неужто мы все - от обезьяны?» |
Главный вопрос
Поставленный поручиком о трагических событиях 1917 - 1920 годов вопрос: «Как все это случилось?» - незаметно перетек в другой: « А почему Господь все это попустил?»
Ответы Михалкова читаются легко. Один, например, таков. Церковь и попы, одержимые наживой, так зажрались и деградировали, что народ веру утратил и в церковь, и в Божескую справедливость. И тот же поручик виноват. Он изменил своей невесте, с которой - по Михалкову, у Бунина нет всей этой надуманной мишуры - был обручен. Да еще и помог лишиться веры мальчишке-пономарю. Тот приставал к офицеру с вопросом - неужто Дарвин прав и государь с государыней от обезьяны произошли?! Этот мальчик вырос, стал большевиком и спокойно отправил на баржу смерти поручика, предварительно вернув ему часы, когда-то по недоразумению оставшиеся у пацана. Мораль: честность и совесть - разные вещи. К примеру, сдавшийся белогвардеец, симпатизирующий поручику, задушит офицера-доносчика. То есть нарушит заповедь «не убий» и поплатится вместе со всеми.
Этот трамвай с большевиками в две минуты промчится куда-то в начале фильма и скроется за поворотом как символ безумной идеи, потерпевший фиаско |
Тема «во всем виноваты евреи и либералы» поддержана мэтром и убедительно воплощена в образе Землячки. В заданном ключе ее роль блистательно сыграла российская актриса Мириам Сехон, еврейка по национальности. Ее героиня объясняет отличие идей коммунизма от христианства тем, что попы обещают блага в посмертном будущем, а «мы хотим всего здесь и сейчас».
Белогвардейцы хотели сделать общий снимок на память, но всякий раз им мешала киевлянка Розалия ЗЕМЛЯЧКА. Фото: |
Реальная Розалия Землячка в 1918 - 1920 г. … |
Жалко не личных денег
Естественно, в кино нет и намека на жестокость белогвардейцев, хотя адмирал Колчак в августе 1918 года писал: «… гражданская война по необходимости должна быть беспощадной». И американский генерал Гревс, командующий экспедиционным корпусом в Восточной Сибири, утверждал в своих мемуарах, что на каждого человека, убитого большевиками, приходилось десять человек, убитых белогвардейцами и их иностранными союзниками. И кто знает, останься расстрелянные офицеры в живых, не воевали ли бы они на стороне гитлеровцев, как белогвардейские генералы Краснов, Шкуро и целые казачьи части, бежавшие из Крыма, или как атаман Семенов из Забайкалья, пособлявший японцам.
Короче, ни одной новой идеи, отличной от пропагандируемых на телеканале «Спас» и в листовках разномастных националистов и монархистов, в фильме уловить реально сложно.
И все же, как рядовой потребитель, скажу: я не жалею потраченных 450 рублей на билет. И вот почему.
Все, что должно быть по-бунински ностальгически щемящим, красивым, зримым и осязаемым таким на экране и было. И река, и пароходы, и запыленная извозчичья пролетка, и сверкающие маковки церквушек.
...и в фильме: такие очки «фурия красного террора» носила в старости, став заместителем Председателя Народных комиссаров СССР |
- …бедные артисты! Вспотели, как мыши... - …да их салом натерли и сосновым веником в парнушку загнали...
Нервущийся голубой шарф тоже был предметом едких насмешек, особенно в конце фильма.
Из зала в разное время ушло всего несколько человек. Большинство же ринулось к выходу, как только по экрану побежали титры. И мне стало жаль 1 миллиарда рублей из казны, потраченного на эту чрезмерно затянутую кинематографическую поделку-перевертыш, которую нам преподносят как шедевр.
Цитата
Владимир МЕДИНСКИЙ, министр культуры РФ:
- Это замечательное, большое кино, очень актуальное, глубокое, со множеством подтекстов и подсмыслов. Эта картина будет настоящим событием в российском кинематографе, и ее должен посмотреть каждый школьник в 10 - 11-м классе в рамках курса российской истории, Гражданской войны.