Вертолет Ми-24 «Крокодил» – гремучая смесь штурмовика и боевой машины пехоты
Уникальный советский боевой вертолет Ми-24, разработанный инженерами объединенного конструкторского бюро Михаила Миля, совершил свой первый полет 19 сентября 1969 года. Он стал нашим ответом на выпуск американцами геликоптера АН-1 «Кобра», впервые продемонстрировавшего свои боевые возможности во Вьетнаме в предновогодние дни 1968 года.
До этого вертолеты выполняли исключительно десантные и эвакуационные функции. После появления «Кобры» стало понятно, что они могут выступать в качестве истребителей военной техники и живой силы противника.
По официально неподтвержденной информации, советским разведчикам удалось похитить одну из этих боевых машин в мае 1968 года в Камбодже и по частям переправить ее в СССР. Это дало возможность отечественным конструкторам уже через год представить гораздо более мощный и эффективный вертолет Ми-24, аналогов которому Пентагону так и не удалось создать до сегодняшнего дня.
Самая надежная винтокрылая машина мира
Советская летающая «боевая машина пехоты» Ми-24 по праву считается одной из самых удачных моделей летательной техники. Вертолет постоянно проходит этапы модернизации, но основные принципы его работы остаются неизменными.
С момента принятия на вооружение было изготовлено более 3,5 тысяч единиц этой боевой машины. Сегодня Ми-24 является самым массовым вертолетом мира, который принял участие в десятках вооруженных конфликтов, продемонстрировав свою живучесть даже после десятков попаданий артиллерийских снарядов. Близкий по классу американский вертолет AH-64 Apache выпущен в количестве немногим более 2 тысяч экземпляров и не может сравниться с «Крокодилом» по количеству и мощи вооружений.
Экипаж этого вертолета состоит из двух человек, каждый из которых находится в отдельной бронированной кабине, закрытой пуленепробиваемым стеклом. В нижней капсуле находится стрелок, управляющий огнем мощных систем вооружений. В верхней броневой капсуле располагается пилот, имеющий отличный обзор для управления Ми-24.
Сверхскоростной вертолет с высокой грузоподъемностью
«Крокодил» сбить очень сложно. Известны случаи, когда на базу возвращались боевые машины, получившие более 70 прямых попаданий из зенитных орудий. До сих пор не известно ни одного случая, чтобы противнику удалось пробить высокопрочное лобовое стекло, защищающее стрелка и пилота.
Внушительные по размеру крылья с размахом 6,4 метра добавляют вертолету до 28% подъемной силы, позволяя размещать на Ми-24 дополнительные системы вооружений, а также от 4 до 6 точек подвески для размещения бомбовой загрузки.
Если изначально главной функцией «Крокодилов» было уничтожение танков и других наземных целей, то с появлением управляемых ракет класса «воздух-воздух» Ми-24 начал напоминать быстроходный и маневренный винтокрылый самолет, развивающий максимальную скорость до 368,4 км/час при гарантированном разгоне в горизонтальной плоскости до 335 километров в час.
Очень необычным качеством вертолетов семейства «Крокодил» является то, что из-за своего веса и компоновки они практически не способны взлетать из стационарного положения. Для разгона Ми-24 требуется площадка длиной до 100-150 метров. Садится вертолет также в движении, но это сделано для того, чтобы двигаться впереди пылевого облака, поднимаемого винтами.
Фантастическая боевая мощь
Сегодня модификация Ми-24П (пушечный) имеет на вооружении два контейнера с автоматическими пушками УПК-23-250 калибра 23 мм, а также несколько пусковых установок с неуправляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также боеприпасами кассетного типа.
Обычная атака «Крокодила» представляет собой залп неуправляемых ракет по цели, расположенной на расстоянии 1200-1500 метров от места пуска. При подлете к цели каждая ракета отбрасывает боеголовки, начиненные 2200 поражающих элементов в виде «гвоздей». У оказавшегося в зоне поражения противника не остается шансов на выживание.
Несмотря на несоизмеримые возможности, вертолеты Ми-24 различных модификаций имеют на своем счету даже победы над сверхзвуковыми истребителями. В 1982 году вертолетом сирийских ВВС в небе Ливана был сбит истребитель F-4 израильской армии, а в 1992 году в Абхазии жертвой «Крокодила» стал штурмовик Су-25 армии Грузии.
Представители Пентагона не скрывают, что для летчиков их вертолетов АН-64 Apache страшным сном является встреча в бою один на один с российским Ми-24, гул от работающих моторов которого вызывает вибрацию механизмов американского геликоптера.
Сегодня различные модификации вертолетов Ми-24 с успехом используются ВВС почти 60 стран мира, включая Украину, Польшу, Чехию, Болгарию, Пакистан, Индию, Северную Корею им др.
В России, несмотря на постепенное перевооружение Военно-Космических сил более современными вертолетами Ми-28Н и Ка-52, Ми-24 продолжает оставаться главным «летучим БМП», способным справиться с любой поставленной боевой задачей.