Геннадий Венгеров: Мой дядя-ловелас покорил сердце Элизабет Тейлор!

Известный артист едва не свёл с ума Армена Джигарханяна

Известный артист едва не свел с ума Армена Джигарханяна

В День российского кино - 27 августа - 55-летие отметит великолепный актер Геннадий ВЕНГЕРОВ. Уехав в свое время в Германию, он смог добиться успеха и там. А потом вернулся к отечественному зрителю, завоевав любовь ролями майора Волкова в сериале «Час Волкова», кузнеца Вулкана в «Бойце» и многими другими. Геннадию Ароновичу посчастливилось сняться и в голливудских фильмах - «Враг у ворот», «Солдаты удачи»... А сейчас он проходит кастинг у самого Стивена СПИЛБЕРГА! Накануне юбилея Венгеров рассказал «Экспресс газете» несколько ярких историй из своей жизни.

Однажды на съемках меня гримировала пожилая сотрудница «Ленфильма».- Простите, - поинтересовалась она, - вы не родственник режиссера Владимира Венгерова? - Берите выше - я племянник мастера по свету Ефима Зарха!Услышав это, дама трогательно вздохнула, на ее глазах заблестели слезы. - Ах, - прошептала она. - Какие же раньше были времена! В киноэкспедициях цех светотехники имел гримерный цех!

Геннадий ВЕНГЕРОВ

Мне не надо было долго объяснять, о чем ностальгирует дама. Зная родного дядю, я прекрасно понимал: в амурном плане он целый Эрмитаж - очень красивый мужчина и один из главных ловеласов советского «Ленфильма» 50 - 70-х годов. Дамы буквально таяли от него. Когда мне было 16, я, приехав в город на Неве из родного Витебска на летние каникулы, наблюдал, как кипела работа над советско-американским фильмом «Синяя птица». Помимо отечественных знаменитостей - Георгия Вицина, Маргариты Тереховой, Олега Попова, в картине блистали звезды Голливуда - Ава Гарднер, Джейн Фонда и Элизабет Тейлор. Для Тейлор киногруппа делилась на моего дядюшку Фиму и всех остальных. Приходя на площадку, первым делом Элизабет здоровалась именно с Ефимом Григорьевичем, который, кстати, был очень похож на Ричарда Бартона. Единственной, кто не пал под чарами моего родственника, оказалась Фонда. Тейлор же по окончании работы подарила дяде свой огромный фотопортрет на холсте. А в один из первых съемочных дней я наблюдал, как великолепная Элизабет в два счета навела порядок на площадке. Когда объявили обед, русская часть группы привычно достала из пакетов булочки и кефир. Американцам же еду привезли из «Астории». Заметив это, Тейлор подняла грандиозный скандал: дескать, или кормите всех из ресторана, или сниматься не буду. И справедливость сразу восторжествовала.

С женой Соней и дочкой Аней

Изображал жабу

В детстве я и не думал, что стану актером. Тем не менее полупрофессиональные проявления присутствовали у меня еще тогда: изображал жабу на Витебском ТВ в передаче для малышей, а позже вел пионерские программы. Но глядя, как несчастные артисты плачутся дяде Фиме на судьбу или стреляют у него деньги на опохмелку, совершенно не отождествлял свое будущее с миром кино. В возрасте пяти лет я умудрился поучаствовать в массовке легендарного фильма «Три толстяка». Когда я изнутри поедал знаменитый торт, на котором сидел человек с шариками, Ефим Григорьевич тщетно искал меня по коридорам «Ленфильма». В это время в соседнем павильоне ему надлежало выстраивать свет на картине «Все остается людям» с Николаем Черкасовым в главной роли. И когда я, наконец, был обнаружен, Черкасов поинтересовался у дяди:- Ефим, что рядом с тобой такое заплаканное, липкое и грязное?- Это мой племянник.Черкасов тотчас поднял меня на руки и произнес пророческую фразу: - Актером будет! Но крестным в профессии я считаю знаменитого диктора Юрия Левитана. В 18 лет, когда у меня уже появился солидный голос, я на полставки подрабатывал на Витебском радио. В это время главным занятием моей жизни считалась учеба в строительном техникуме и параллельно - тяжелый труд каменщика на стройке. А радио - так, хобби.

Проверять освещённость бюста Элизабет ТЕЙЛОР было самым любимым занятием мастера света Ефима ЗАРХА

Однажды я схулиганил в эфире. По тем временам называть свои имя и фамилию у дикторов в Витебске было не принято, а я рискнул и представился. В результате после экстренного собрания по поводу этой «чудовищной выходки» меня выгнали.  А тут в наш город приехал с концертами Левитан. Обаятельный рассказчик, голос которого во время Великой Отечественной все знали по сводкам Совинформбюро, в те годы катался по стране с программой «У микрофона Москвы». И вот один из витебских журналистов договорился, чтобы в свободную минутку Юрий Борисович меня прослушал. Я долго готовился к встрече с мэтром, едва ли не наизусть вызубрил передовицу из «Правды». Но Левитан вручил мне «Известия» и велел без всякой подготовки читать статью оттуда. А после объявил: - Молодой человек, если бы на сегодняшний день у вас были бы высшее образование и московская прописка, то вы наверняка работали бы у меня в бригаде.- А какое образованием посоветуете? - нагло поинтересовался я.- А какое короче!На актеров, как известно, учатся всего четыре года. Так что с пятого раза, успев отслужить в армии, я поступил в Школу-студию МХАТ.

Геннадий внимательно изучает каждый номер «Экспресс газеты»

Тень отца Ефремова

Наш курс в шутку называли Центральным детским. Еще бы! Со мной учились наследники многих знаменитых актеров - Маша Евстигнеева, Саша Табакова, Слава Невинный-младший, Сережа Вельяминов и Миша Ефремов. Даже мысли не возникало, что их взяли по блату: очень сильные и, в отличие от нас - провинциалов, раскованные ребята. Впрочем, я, прошедший службу в стройбате, тоже не страдал от лишних комплексов. На одном из экзаменов мы с Мишкой Ефремовым решили показать отрывок из «Гамлета». Поглядеть на таланты отпрыска в аудиторию пришел и великий папа моего друга - Олег Николаевич. - Я тень родного твоего отца, - начал я читать свои слова. - На некий срок скитаться осужденный... Причем произносил текст Шекспира ... голосом  Ефремова-старшего и подражая его манере. Экзаменаторы и студенты, наблюдающие за этим шоу, после каждой фразы все громче хохотали, поглядывая на реакцию Олега Николаевича. Он тоже все шире расплывался в улыбке. Из-за этого мы с Мишкой раскололись, заржали и на полуслове свернули представление, убежав прочь. В результате оба получили по трояку.

ВЕНГЕРОВ очень дорожит тёплыми отношениями с Валентином ГАФТОМ и Ольгой ОСТРОУМОВОЙ

Позже я гораздо успешнее пародировал знаменитостей. Причем мой дебют в этом качестве состоялся по просьбе Мишиной мамы - актрисы «Современника» и педагога Школы-студии Аллы Покровской. Однажды она увидела, как я показывал друзьям Юрского, и предложила подготовить номер к его 50-летию, которое вскоре отмечалось в Доме актера.В результате меня, мальчика из Витебска, выпустили на сцену между Жванецким и Окуджавой. Почетно, разумеется, но я с трудом справлялся с волнением. А через год или полтора случилось 60-летие Михаила Ульянова. И общественная комиссия, организующая праздник, поручила мне изобразить виновника торжества.

С другом и однокурсником Михаилом ЕФРЕМОВЫМ

Помимо того, что я, подражая голосу Ульянова, выступал перед самим Ульяновым и его гостями, читая смешной монолог, еще нужно было озвучить видеофильм. Кинодокументалисты в подарок мэтру перемонтировали фрагмент эпопеи «Освобождение», где Михаил Александрович сыграл маршала Жукова. И вот в разговоре Сталина с полководцем мне пришлось говорить за них обоих. Ульянов в военной форме, по задумке приколистов, докладывал «вождю народов» о делах во Всероссийском театральном обществе. Во время просмотра и даже после все громко хохотали и аплодировали, а потом я вышел со своим номером между Хазановым и Рязановым. После концерта ко мне подошла Алла Парфаньяк, супруга Михаила Александровича.


- Совершенно не похоже! - констатировала она, покачала головой и удалилась. Но я особо не расстроился, вспоминая, в каких бурных овациях меня искупали зрители.

В роли кузнеца Вулкана в сериале «Боец»

Шок Джигарханяна

После окончания Школы-студии наш курс стал театром «Современник-2», который базировался в легендарном «Современнике» на Чистых прудах. Я оказался в одной гримерке с корифеями сцены - Квашой и Гафтом. Помню, как с открытым ртом слушал невероятно смешные эпиграммы Валентина Иосифовича... А после ухода из «Современника» мне довелось поработать в Театре Маяковского. Я уже вострил лыжи, чтобы уехать жить и работать за границу. Это сейчас все ездят туда-сюда, а тогда еще было - «уехал-умер». Вот и справлял я «отвалины-полупоминки» в этом театре. Армен Джигарханян напутствовал: - Ах, какая у тебя там Родина! Прямо как моя Армения!Я тогда думал, что еду в Израиль, а Джигарханян незадолго до того как раз снимался на Земле обетованной у Данелии в «Паспорте». Прошло три года. И вот уже из Германии, где мне удалось продолжить актерскую карьеру в театре и кино, с нуля выучив немецкий, я впервые приехал в Москву на 50-летие родной Школы-студии. Мне так захотелось сыграть в Театре Маяковского в «Закате» по Бабелю свою роль Бобринца, что прямо сил нет. Позвонил в репертуарную часть, напросился. Разрешили!

С Джудом ЛОУ в военной драме «Враг у ворот»

Начался спектакль. Вместо привычного волнения - чистое наслаждение. Радостно-возбужденные коллеги вокруг: впереди «простава» - типа, банкет. Выхожу в начале второго акта и начинаю сцену с Джигарханяном, обращаюсь к нему: - Если не ты, Мендель, отвезьошь в хавань мою пшеньицу, то хто ее отвезьот?  Армен Борисович онемел минуты на три и стал беспомощно оглядываться. Помреж из кулис шептал ему текст… Наконец Джигарханян выдохнул, и сцена пошла дальше в необычно быстром темпе. Тут я сообразил: Армен Борисович-то не знал, что я буду играть, а до второго акта мы с ним ни в кулисах, ни на сцене не сталкивались. Когда дали занавес, Джигарханян налетел на меня с кулаками: - ГенаААА (в его русском остались крупные армянские «АА»), мат-перемат… предупреждать нААдАА, я уже пААдумал - я с ума сААшел - мне Венгеров живой пААмерещился!

В скетчкоме «Нереальная история»...

Страшный сон

В Германии же моя театральная работа проходила не менее ярко. Например, играл в спектакле по Чехову «Безотцовщина». Мой персонаж - купец Бугров был так решен режиссером, что после выхода на сцену я садился в кресло и минут на 20 засыпал. А потом остальные герои меня будили. Я, как актер школы Станиславского, всегда засыпал по-настоящему. Однажды по моему приглашению на спектакль пришел Сергей Гармаш, который как раз снимался в Германии. А после поражался, насколько органичен я в компании с другими артистами-немцами. Тем более что некоторые из моих коллег прославились по фильмам Райнера Фассбиндера. - Ген, ты так похрапывал натурально, - хлопал по плечу Сергей, - я уж думал, не уснул ли взаправду. Кстати, о сне. Артисты в страшных видениях представляют, как они просыпают спектакль. А однажды это случилось со мной наяву! В пьесе Шекспира «Укрощение строптивой» я играл магистра - случайного прохожего, которого уговаривают выдать себя за отца главного героя, чтобы на свадьбе присутствовал кто-то из родителей. По задумке немецкого постановщика, я, словно обычный зритель, до поры до времени сидел в зале в пятом ряду. И вдруг во втором акте начинал кашлять. Причем должен делал это так, чтобы на меня все обратили внимание и стали шикать. Дальше я вставал и, пробираясь через ряды, шагая чуть ли не по головам людей, следовал мимо сцены к выходу. В этот момент артисты хватали меня за шкирку и вытягивали к себе. Вручали текст, и я типа входил в роль, даже переодевался и постепенно становился начальником спектакля - рулил всем процессом.

...и сериале «Час Волкова»

В театр никогда не опаздывал. Но в какой-то из дней лежу дома в полудреме на диване. Вдруг звонит телефон:- Ты где? - спрашивает ассистент режиссера.- Дома, - отвечаю.- А почему ты не кашляешь?До меня вдруг дошло, что я перепутал субботу с воскресеньем. В жизни актера не прийти на спектакль - страшнее ситуации и быть не может. Поняв, что ни при каком раскладе я не успею в театр, я обреченно положил трубку. Несколько минут сидел в прострации. Тут звонит главный режиссер и произносит гениальную фразу, возвращающую меня к жизни:- Эй, русский! Ты только там руки на себя не наложи! - и отключается. Оказалось, главреж совершенно точно угадал мое состояние и тем самым помог справиться с собой. Когда я пришел в театр, актеры рассказали, что в мое отсутствие они лихо выкрутились - на сцене оказались люди из массовки, которые знали текст и сыграли вместо меня. Я, разумеется, проставился. Закусывая водку пельменями, мои немецкие коллеги улыбались: - Вообще получилось здорово! Если бы ты такую ситуацию невольно не замутил, ее надо было придумать!

Живой «памятник»

Последние лет 10 я снова много снимаюсь в российских фильмах и сериалах, играю в театральных проектах в Москве, озвучиваю документальное и художественное кино, рекламу. В творчестве да и просто по жизни меня поддерживает жена Соня, хотя и не имеет отношения к актерской профессии. Мы уже 28 лет вместе. А нашей дочке Ане - специалисту по рекламе и маркетингу - 27. Хотя о вечном еще думать рановато, но, когда мои знакомые приезжают в Москву и просят показать что-нибудь вне типовых маршрутов, я обязательно веду их на Новодевичье кладбище. Только там можно почувствовать всю полноту «высокого советского стиля». Особенно занимательны могилы маршалов: у командующего ракетными войсками на памятнике ракета, у маршала-пограничника - собака, а маршал войск связи, конечно же, звонит по телефону.И вот не так давно привел я на кладбище очередных знакомых. Поводил, слегка устал и присел на большую скамейку, являющуюся часть памятника Юрию Никулину.Мимо идет группа людей, судя по виду - из российской глубинки. - Ой, смотрите, живой! - показывает на меня пальцем одна из женщин.- В каком смысле? - интересуюсь я.- А тут все знаменитости мертвые, а вы - живой!