Мы привыкли, что за авторские права дерутся в основном писатели и музыканты. А в позапрошлом веке один из самых известных скандалов на эту тему произошел между двумя художниками, один из которых - всем известный Архип Куинджи (1842-1910).
В период студенчества Архип Иванович написал первый шедевр - «Ладожское озеро». Картина произвела фурор. Особенный эффект вызывала фишечка автора: полуприкрытый водой булыжник, у которого ловко показаны и надводная, и подводная части.
И вот представьте: через 10 лет Куинджи, уже богатый и знаменитый, приходит на выставку. И видит на чужой картине то же место и ту же воду: прозрачная у берега, чуть мутнеющая вдали. И даже его ноу-хау - полуприкрытый водой камень - слизано почти один в один. Словом, взгляду мэтра открывается его же Ладожское озеро, но подписанное фамилией его лучшего друга Руфина Судковского, с которым когда-то Архип вместе снимал жилье.
Раненный в душу Куинджи тут же нажаловался приятелю-журналисту Алексею Суворову. Тот опубликовал статью, как обокрали творца. В поддержку Архипа высказались маститые Репин и Крамской. Грянул дикий скандал. Народ посылал проклятия Судковскому, и они немедленно реализовались. Через год бедняга умер. То ли от тифа, то ли от обиды, не дожив до 35. И не сказал ни слова в свою защиту.
Современные критики уверены, что Архип Иванович сильно погорячился. Мол, ничего такого Судковский даже и не спер. А уж воду изобразил в сто раз лучше. Скандальную картину «Мертвый штиль» можно увидеть сейчас на выставке «Преображенная природа» в Манеже подмосковного Звенигорода.
Словосочетание, вынесенное в название, может показаться до боли знакомым. Несколько лет такая выставка работала в Русском музее Петербурга. Семь залов тогда посвятили русскому пейзажу во всей его «высокой неказистости». Теперь экспозиция перекочевала из города на Неве в Подмосковье. Она существенно меньше, но кураторы выбрали самую суть.
Выставка построена по принципу лабиринта: поворачиваешь - и тема меняется, как настроение природы. Только что были «Облака и тучи», а уже - «Радуга». За следующим поворотом «Светлый день».