«Ледяные черви», «грузовики апокалипсиса» и другие ядерные установки
Подобного рода установки уникальны и могут быть размещены во внутренних водоемах и морских глубинах, будучи практически недостижимыми для обнаружения и атаки противником. Вопрос опасности ядерного оружия для его владельца в случае подрыва его врагом всегда стоял очень остро, поэтому все годы существования этого вида вооружения шли работы по маскировке пусковых установок.
Несмотря на то что первые ядерные ракеты наделялись огромной ударной мощью, они были легкой целью для потенциального врага. Мало того что они сами по себе имели внушительные размеры, так еще и для подготовки их к запуску нужны были долгие часы, а в некоторых случаях и дни. Единственным более или менее безопасным вариантом стало подземное размещение ракетных комплексов. Пусковые установки стали размещать глубоко под землей, и даже ядерный взрыв на поверхности не мог повредить или уничтожить комплекс.
С конца пятидесятых годов была введена система базирования ядерных ракет на подлодках, которые осуществляли скрытное боевое патрулирование. Появились также БРЖК (боевые ракетные железнодорожные комплексы) – поезда, которыеснаружи ничем не отличались от обычных гражданских грузовых составов. Со времен СССР прошло много лет, ракеты потеряли в весе и габаритах, приобрели мобильность и маневренность, стали гораздо более смертоносными, но разработки по скрытному базированию ядерных зарядов продолжают проводиться до сегодняшнего дня. Вспомним же экзотические способы маскировки ядерных зарядов прошлых лет.
Проект «Ледяной червь»
В 1958 году американцы запустили авантюрный, но очень смелый проект грандиозной сети огромных тоннелей, пролегающих в толще гренландских льдов. Общая протяженность сети подледных коммуникаций, отходящих от Гренландии, должна была достигнуть 4000 километров, а на самом острове планировалось разместить до 600 ракет, установленных на подвижные подледные комплексы. Первые три года американцы провели в боевом запале: прорыли во льдах более 20 тоннелей, развернули вокруг всю инфраструктуру, не забыли даже построить церковь и ядерный реактор, который снабжал все это хозяйство электроэнергией. Но в ходе строительства реализаторы проекта столкнулись с неожиданными трудностями: льды – не твердь земная, они двигаются. И медленный дрейф огромных ледяных пластов разрушал подледные объекты уже через годик-второй эксплуатации. Американцы просто так не сдаются, и потому еще несколько лет в ставший бесперспективным проект вбухивались огромные суммы. Денежную реку прекратила установка в 1959–1961 годах ядерного вооружения на пяти подводных лодках типа «Джордж Вашингтон», способных нести по 16 ракет «Поларис» межконтинентального класса. Полностью работы над проектом были прекращены в 1966 году.
«Грузовики апокалипсиса»
Прошел всего лишь год с момента, как начался ажиотаж над «Ледяным червем», а инженеры из американской компании «Локхид» уже предоставили проект более простого способа скрытного размещения ядерных зарядов. Установленные на подлодках ракеты «Поларис» имели небольшие габариты, и конструкторы выдвинули идею разработки платформы, расположенной на шасси грузового авто. Внешне такая установка ничем не отличалась бы от обычной крупнотоннажной фуры, которых много на дорогах Америки. Но что-то не заладилось: пусть на проект и была выделена кругленькая сумма, дальше построения макета дело так и не дошло, хоть средства и были освоены.
Зато в СССР в середине восьмидесятых годов плотно взялись за эту идею и почти воплотили ее в жизнь. В ходе разработки малогабаритной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты «Курьер» было решено разместить пусковой механизм и саму ракету на полуприцепе МАЗ-9389. Испытания грузовика проходили на Бронницком полигоне под Москвой и на крупных автодорогах страны. В рамках испытаний было произведено несколько удачных запусков ракет, но после достижения взаимных договоренностей по ядерному оружию между США и СССР в 1991 году работы по МБР «Курьер» были прекращены.
Воздушный запуск
Идея старта ядерных ракет с борта летательных аппаратов всегда выглядела заманчивой. Еще бы: самолет, который курсирует в зоне действия собственных систем противовоздушной обороны, практически неуязвим для противника. К тому же, если на нем размещена ядерная пусковая установка, то благодаря старту с воздуха уменьшается подлетное время ракеты к цели и увеличивается дальность ее полета. Самолеты поднимают ядерные ракеты в небо, доставляют их как можно ближе к противнику и запускают. На ракетах при этом включаются установленные маршевые двигатели, и оружие направляется к заданной цели. Здесь первыми достигли результатов американцы. В 1974 году был произведен успешный запуск боеголовки «Минитмен-1», установленной на транспортном самолете.
В СССР тоже шли интенсивные работы по проекту воздушного старта. Самые успешные результаты принес проект «МАРК» (межконтинентальный авиационный ракетный комплекс). Боеголовки устанавливались на АН-22 и АН-124 «Руслан». И если АН-22, как и его американские конкуренты, мог поднимать всего лишь одну ракету, то самый большой в мире самолет «Руслан» способен был нести четыре боевые ракеты. Может быть, именно поэтому в 1991 и 1993 годах в ходе подписания договоров СНВ-1 и СНВ-2 (договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР и США) американцы так настаивали на запрещении разработок по воздушному старту ядерного оружия.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов